Оптимист Христенко
В среду в ходе своего визита в Японию глава Минпромторга Виктор Христенко поделился своими оптимистичными взглядами на развитие отечественного автопрома.
«Перспектива восстановления российского рынка абсолютно прозрачна, и в обозримой перспективе он станет самым крупным в Европе», – цитирует слова министра «Интерфакс».
Возможно, уже через пару лет российский рынок снова станет привлекательным для инвестора
В ходе встречи с министром иностранных дел Японии Кацуя Окадаи и японскими бизнесменами Христенко сообщил, что принятые несколько лет назад решения российского правительства по развитию отрасли уже принесли свои плоды.
«При общем падении рынка, доля автомобилей произведенных в России, в том числе и иностранных брендов, растет», – подчеркнул министр.
Христенко также сообщил, что в соответствии со стратегией развития автомобильного рынка РФ до 2020 года приоритетом является защита инвесторов, работающих на российском автомобильном рынке.
«Приход иностранных компаний, в том числе производителей автокомпонентов, в Россию будет приветствоваться и впредь», – отмечает Виктор Христенко.
Пока отстаем
При взгляде на конкретные цифры слова Христенко о светлом будущем российского автопрома выглядят слишком оптимистичными. Пока наша страна занимает лишь пятое место среди страны Европы по объему авторынка.
В частности, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте этого года крупнейшим европейским авторынком стала Великобритания, где было продано более 397 тыс. автомобилей. На втором месте находится Германия с показателем 294 тыс. машин, на третьем – Италия с 257 тыс. реализованных авто.
Россия находится прямо за Францией (242 тыс. проданных машин) с показателем в 126 тыс. реализованных авто. При этом нашу страну вплотную преследует Испания со 124 тыс. проданных машин.
Рывок возможен
Впрочем, для отраслевых экспертов прогнозы Христенко относительно рывка отечественного автопрома вовсе не выглядят научной фантастикой.
«В принципе, его слова вполне обоснованы, только не в денежном, а в количественном выражении, – комментирует аналитик УК «Открытие» Гельды Союнов. – По денежному обороту европейский рынок выглядит намного крупнее. Это обеспечивается за счет продажи дорогих автомашин».
Для сравнения: по данным отраслевого агентства «Автостат», по итогам первых трех месяцев 2010 года россияне потратили на покупку новых машин порядка 6,77 млрд долларов. При этом основная доля расходов (85%) пришлась на долю новых иномарок (5,76 млрд долларов), а на новые российские автомобили было потрачено порядка 720 млн долларов.
Если рассматривать темп роста в 10–12% в год, то уже к 2014 году мы сможем догнать Европу
Как утверждает Гельды Союнов, российский рынок на сегодняшний день более привлекателен для инвесторов, чем традиционные рынки западной Европы. «Европа уже перенасыщена, в то время как российский авторынок еще не покрыт полностью, – объясняет эксперт, – Да и существующий отечественный автопарк уже изношен и требует замены. Поэтому сейчас созданы все условия для увеличения темпов роста». Слова Союнова подтверждает и статистика: если в России на 10 человек приходится одна машина, то, к примеру, в США одно авто – на двух.
По оценкам УК «Открытие», если не произойдет ничего сверхъестественного, то российский автопром в скором будущем имеет все шансы догнать и перегнать европейские рынки. «Если рассматривать темп роста в 10–12% в год, то уже к 2014 году мы сможем догнать Европу. Для этого нам необходимо обеспечить продажи на уровне 1,5–1,6 млн машин в год», – объясняет Гельды Союнов.
Иностранцы, вперед
По мнению отраслевых аналитиков, основным локомотивом российского автопрома, двигающим рынок вперед, станут иностранные инвесторы. «Сейчас мы видим активную заинтересованность иностранных концернов к российскому рынку. О чем свидетельствует подписание между АвтоВАЗ и Sollers соглашения о стратегическом сотрудничестве, а также совместный проект АвтоВАЗ и Renault по производству автомашин адаптированных к российским условиям, – говорит Гельды Союнов. – Что касается развития рынка грузовых автомашин, то интересно стратегическое партнёрство между ОАО «КАМАЗ» и концерном Daimler AG».
В этом ключе нельзя не отметить и открытие в Калуге автомобильного завода Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors. На новом предприятии будут производиться пять моделей автомобилей: Peugeot 308, Peugeot 407, Citroen C4, Citroen C-Crosser, а также Mitsubishi Outlander XL.
Улучшить инвестклимат
Однако для того, чтобы иностранцы и дальше продолжали вкладывать в отечественный автопром, необходимо приложить максимум усилий по улучшению инвестиционного климата в России. «Хороший инвестиционный климат, показатели роста темпов экономики покажут свою эффективность. Возможно, уже через пару лет российский рынок снова станет привлекательным для инвестора», – комментирует газете ВЗГЛЯД директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко.
В целом эксперты автомобильного рынка прогнозируют увеличение продаж легковых автомобилей в России в 2010 году на 7,4% – до 1,5 млн машин с 1,395 млн в 2009 году.
Согласно прогнозам, по итогам года на российском рынке будет продано порядка 1,5 млн новых легковушек (также отечественный автопарк пополнится еще примерно 75 тыс. подержанными авто). В целом в 2010 году россияне потратят на первичном авторынке порядка 34,8 млрд долларов, что на 17% больше, чем в прошлом году.