В четверг Владимир Путин проведет переговоры с Николаем Азаровым, который находится в России с рабочим визитом. Это будет первая встреча российского премьера с Азаровым, назначенным на пост главы правительства 11 марта.
Сейчас Киев платит за 1 тыс. кубометров 305 долларов, а со второго квартала цена вырастет до 320 долларов
Среди тем обсуждения – сотрудничество в торгово-экономической сфере, в том числе в энергетике, включая газовую проблему.
Как сообщила пресс-служба правительства, на встрече премьеры рассмотрят перспективы российско-украинской кооперации – в первую очередь в высокотехнологичных областях: авиастроении, освоении космоса, ядерной энергетике.
Тем не менее газовая тема обещает быть главной. Во вторник ее уже обсуждали глава Газпрома Алексей Миллер и новый министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко.
Азаров не скрывал, что украинская делегация отправится в Москву «для переговоров относительно пересмотра украинско-российских газовых договоренностей». «Наша задача – пересмотреть тот для Украины невыгодный контракт, который имел место», – заявлял ранее украинский премьер.
Впрочем, по итогам встречи Миллера и Бойко комментариев по этому поводу так и не последовало. Стороны ограничились лишь осторожными протокольными заявлениями.
По всей видимости, пока что Москва идти на уступки не желает.
Газпром ранее уже вошел в трудное положение своего партнера, снизив объем продаж газа Украине на 2010 год до 33,75 млрд кубометров (84% к контракту 2009 года). Теперь в монополии вновь обеспокоены тем, что в первом квартале Нафтогаз отбирает меньше газа, чем предусмотрено контрактом. Миллер, в частности, заявил о проблеме закачки газа в украинские ПХГ к началу осенне-зимнего периода 2010–2011 годов.
Не исключено, что цены на российский газ для Украины будут зависеть и от объемов, которые последняя намерена закупать. В январе – феврале Украина импортировала 4,6 млрд кубометров газа из РФ.
Сейчас Киев платит за 1 тыс. кубометров 305 долларов, а со второго квартала цена вырастет до 320 долларов. Между тем в кабмине Украины настаивают, что цена «не должна быть значительно выше, чем для Белоруссии» (сейчас Минск покупает газ за 168 долларов, а будет – за 180 долларов).
Взамен Киев предлагает Москве создать на паритетных началах с ЕС консорциум по управлению украинской газотранспортной системой. ГТС останется в собственности украинского государства, но управлять ею будет консорциум, который «должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину как транзитное государство и Европейский союз как потребителя голубого топлива», пояснял ранее первый вице-премьер Украины Андрей Клюев.
Некоторые эксперты, правда, считают, что такой размен Россию не устроит. В любом случае, нужно смотреть, что на это скажет Владимир Путин.
Также ожидается, что Путин и Азаров согласуют сроки проведения и повестку дня шестого заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии.
По итогам 2009 года Украина стала шестым по величине торговым партнером России после Нидерландов, Германии, Китая, Италии и Белоруссии.
РФ и Украине предстоит восстановить товарооборот, который в прошлом году сократился на 40%. Скорее всего, на встрече двух премьеров зайдет речь об инвестициях.
На 1 января 2010 года объем прямых российских инвестиций в экономику Украины достиг порядка 2,7 млрд долларов (примерно 7% от общего объема прямых иностранных инвестиций).
Российские компании в основном отдают предпочтение инвестициям в базовые отрасли украинской экономики: ТЭК, химическую промышленность, металлургию, машиностроение и металлообработку, а также банковско-финансовый сектор.
Одно из самых перспективных направлений двустороннего сотрудничества – развитие промышленной кооперации в аэрокосмической области
Сразу после создания в 2005 году «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) в России на базе крупных авиазаводов встал вопрос о возможном объединении российского и украинского авиапрома. Сейчас российские и украинские предприятия совместно создают новый региональный пассажирский самолет Ан-148 (разработан украинским КБ им. Антонова) и восстанавливают серийное производство грузового самолета Ан-124 «Руслан».