В пятницу китайская валюта достигла 17-летнего пика, курс юаня составил 6,683 за доллар США. Это максимальный курс с 1993 года, говорится в сообщении Народного банка КНР (НБК).
Политика валютных войн иначе называется еще тактикой «погуби соседа». В свое время она превратилась в Великую Депрессию
Отметим, что на этой неделе премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао пообещал постепенно повысить гибкость юаня. Эту тенденцию подтвердил и заместитель главы НБК И Ганн, заявив, что Китай предпримет меры, чтобы помочь скорректировать дисбаланс мировой экономики посредством постепенного повышения курса юаня.
Напомним, что Европу и США крайне волнует слабость китайского юаня. Так, на прошедшем недавно в Брюсселе саммите Евросоюза глава Европейского центрального банка Жан-Клод Трише призвал Китай не сдерживать рост юаня, слабость которого препятствует восстановлению экономики в мире.
Уже сейчас из-за дешевого юаня в торговом балансе США и европейских стран образовался огромный дефицит.
Помимо ЕЦБ, президент США Барак Обама неоднократно говорил о необходимости укрепления курса юаня, поскольку относительная слабость китайской валюты снижает конкурентоспособность американских и европейских товаров.
По мнению властей США, юань должен быть ревальвирован на 40%. Но на такие крайние меры не готово пойти руководство Китая, считая, что подорожание юаня даже на 20% приведет к значительному сокращению рабочих мест и росту социальной напряженности в стране.
Чтобы продавить Китай, законодательные власти США приняли в сентябре законопроект о введении компенсационных таможенных пошлин в отношении импорта из стран, использующих обменные курсы своих валют для создания наиболее выгодных условий в торговле.
Ситуация на международном валютном рынке обсуждалась в четверг на встрече замминистров финансов стран G20. Развитые страны призывают перейти к плавающему валютному курсу. Так, финансовые власти США считают, что обязательным условием решения всех проблем дисбалансов, дальнейшего уверенного роста должно быть снятие каких-либо искусственных режимов манипуляции валютным курсом, переход к полностью плавающему режиму без каких-либо ограничений.
Как считает заместитель министра финансов РФ Дмитрий Панкин, переход к плавающему валютному курсу не сможет решить проблему дисбалансов. Позиция БРИК отличается от позиции США. Так, страны полагают, что «проблема не только и не столько в валютных курсах», отметил Панкин. «Валютные курсы – это уже следствие глубинных процессов – склонность к сбережениям, инвестициям, инвестиционный климат в странах, уровень потребления», – сказал он.
О начале валютных войн предостерег министр финансов Бразилии Гвидо Мантега. В конце сентября он заявил, что международная валютная война уже началась и правительства стран по всему миру стремятся снизить стоимость своих нацвалют, чтобы повысить конкурентоспособность экономики и экспорта.
Однако с ним не согласен аналитик управляющей компании самого крупного фонда облигаций мира PIMCO Ричард Кларида, считая, что страны не ведут никаких войн.
«В настоящее время это не война. Я бы проводил различие между прямыми интервенциями и случаями, когда страны пытаются замедлить темпы роста основных показателей», – цитирует слова Ричарда Клариды Bloomberg.
Российские эксперты считают, что валютные войны имеют место. «То, что происходит сейчас на валютных рынках, если и не война, то, несомненно, битва гигантов. Три крупнейшие экономики мира – Китай, Америка и Япония – обесценивают свои валюты в надежде улучшить экономическую ситуацию в своей стране», – комментирует аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.
«Политика валютных войн иначе называется еще тактикой «погуби соседа». В свое время она превратилась в Великую Депрессию. Теперь же процветание одной страны в значительной степени стоит в зависимости от поведения другой», – комментирует аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Эксперт считает, что выстроить общую линию между Китаем и США будет гораздо сложнее, чем выработать общую стратегию внутри еврозоны.
«Если Китай перестанет ревальвировать свой юань, то рост на сырьевых рынках и в спросе на риск также остановится. Но и в более длительной перспективе дешевеющий доллар рискует разогреть рынки сырья, усилив спрос на рубль», – отмечает эксперт.
Валюты развивающихся стран будут пользоваться спросом за счет роста цены на экспортируемые ими активы и более высоких темпов роста в этих странах, считает Александр Купцикевич.
К слову, Япония последнее время постоянно проводит интервенции на валютных рынках с целью предотвратить дальнейшее укрепление йены, курс которой сейчас на пике.
Кроме того, в пятницу стало известно еще, что кабинет министров Японии утвердил в пятницу программу стимулирования экономики объемом 61 млрд долларов. Программа предполагает поддержку рынка труда, финансирование мер по увеличению детских пособий, развитию медицинских услуг, а также оживлению экономики регионов страны. Очередное вливание в экономику приведет к падению японской валюты.
Один из крупнейших кредиторов Японии Китай также готовится к падению японской валюты, продав в августе рекордный объем японского долга после покупок на протяжении семи месяцев подряд. По данным министерства финансов Японии, нетто-продажа КНР составила 24,5 млрд долларов, что является самым значительным месячным объемом с 2005 года.
Напомним, что Китай приобрел японский долг на рекордную сумму в 735,2 млрд иен в мае и еще на 1,04 трлн иен в следующие два месяца.
«Китай покупал номинированные в иенах активы не для того, чтобы диверсифицировать свои валютные резервы, а для временного побега от нестабильного финансового положения в Европе», – заявил главный рыночный экономист Mizuho Securities Co. Ясунари Уэно.
«Китай поступает очень правильно, выбрав время для продажи японского долга именно сейчас. Иена сегодня находится на 15-летнем максимуме, поэтому самое время избавляться от активов, номинированных в иене», – комментирует Григорий Бирг.