По итогам российско-кипрских переговоров в Никосии в рамках визита президента Дмитрия Медведева на Кипр страны внесли изменения в действующее межправительственное соглашение «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». Соглашение было подписано ещё 5 декабря 1998 года, однако со временем в него потребовалось внести коррективы.
И Россия, и Кипр теперь могут по соответствующим запросам предоставлять информацию, даже если эта информация хранится в банках и у агентов
О том, что изменит новый документ и удастся ли таким образом решить проблему так называемых «офшорных зон», газете ВЗГЛЯД рассказал управляющий партнер Concept consulting Ltd Владимир Боклыков.
ВЗГЛЯД: Владимир, глава банка ВТБ Андрей Костин уже назвал подписание протокола «решающим шагом по установлению нормальных отношений между финансовыми и налоговыми властями двух стран». Он же предположил, что в течение 10 лет проблема офшорных зон будет закрыта. Вы с этим согласны?
Владимир Боклыков: Не совсем понятно, что конкретно вкладывается в понятие «проблема офшорных зон». Что касается протокола, то данный документ направлен на пересмотр соглашения об избежании двойного налогообложения.
В него будут вносить новые стандарты, которые были приняты Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Речь идет о взаимодействии, сотрудничестве стран для предотвращения перемещения денежных потоков, скажем так, в более благоприятные страны. Особенно с учетом того, что иногда нарушаются некоторые принципы налогообложения.
Подписанный сегодня протокол вносит такие нормы, которые принципиально меняют наше сотрудничество. В частности, они предусматривают обмен информацией, ограничение льгот и так далее. К примеру, что касается обмена информацией, то степень конфиденциальности будет понижена. Протокол закрепляет, что и Россия, и Кипр могут по соответствующим запросам предоставлять информацию, даже если эта информация хранится в банках и у агентов. Ни в одном нашем соглашении такой нормы не было.
Конечно, это не будет означать, что Кипр по первому запросу России будет предоставлять всю информацию, но определенное законодательство в плане раскрытия информации на Кипре существует. Должен быть запрос, соответствующий определенным требованиям, в частности, указано лицо, в отношении которого поступает запрос, на каком основании и ряд других, предусмотренных законом требований.
ВЗГЛЯД: Правда ли, что условием подписания этого протокола было то, что Кипр будет исключен из российского «черного списка»? И что означает этот «черный список»?
В. Б.: Да, подписание Россией и Кипром протокола к действующему соглашению позволит вычеркнуть Кипр из российского «черного списка». «Черных списков» очень много, первоначально «черные списки» были составлены Организацией экономического сотрудничества, более того, у каждой страны есть свой «черный список».
Управляющий партнер Concept consulting Ltd Владимир Боклыков отмечает, что теперь Кипр должен делиться информацией с российскими налоговиками (Фото: Пресс-служба Concept consulting Ltd) |
У России это перечень стран, предоставляющих льготное налогообложение.
ВЗГЛЯД: То есть перечень офшоров?
В. Б.: Да.
ВЗГЛЯД: А кто значится в этом списке?
В. Б.: Кипр попал в российский «черный список» далеко не первым. Список был введен в действие в 2007 году, а Кипр туда занесли только в январе 2008 года. Последними в список были внесены, если не ошибаюсь, Сейшельские острова, в 2009 году. На самом деле в нашем «черном списке» содержится очень большое количество государств – порядка 40. В том числе там были такие страны, как Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, Нидерланды, но они уже добились того, чтобы их вычеркнули из списка. Скажем так, это уже политические моменты.
ВЗГЛЯД. А можете назвать самые популярные среди российских компаний оффшоры?
Здесь ставится такое условие, что если вы не ведете деятельность на территории страны, то и не платите никаких налогов
В. Б.: Если из числа офшоров, то Британские Виргинские острова – это непосредственно офшоры в прямом смысле. А если говорить о европейских юрисдикциях, то это скорее уже Великобритания, Нидерланды, где также благоприятный налоговый режим.
ВЗГЛЯД: Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду, разделяя офшоры и страны с благоприятным налоговым режимом.
В. Б.: Офшор – это понятие довольно неоднозначное. Это прежде всего страна с льготным налогообложением. Здесь ставится такое условие, что если вы не ведете деятельность на территории страны, то и не платите никаких налогов. При этом реестры компаний в офшорных странах закрыты. То есть данные о директорах, акционерах не предоставляются в реестр. И это, замечу, закреплено законодательно. Это и называют «классическим офшором».
Единственное, теперь к данному понятию стали относить и другие страны. Например, тот же самый Люксембург, хотя у него налогообложение довольно высокое, и реестры открыты. Но в связи с тем, что он предоставляет некоторые льготы, его также называют офшором.
Некоторые специалисты говорят о том, что и в России есть офшорные зоны, то есть зоны, которые предоставляют некоторые льготы. Поэтому сложно сказать, что включают в понятие «офшор» наши чиновники и что конкретно они подразумевают под «проблемами офшорных зон». Может быть, они имеют в виду, что туда просто выводятся деньги недобросовестными налогоплательщиками.
ВЗГЛЯД: А те компании, которые сейчас зарегистрированы на Кипре, они после подписания протокола что-то потеряют?
В. Б.: Сказать, что они однозначно что-то потеряют, нельзя. Во-первых, у каждого своя индивидуальная ситуация. Нельзя рассматривать протокол как неизбежное зло. Просто вводятся определенные изменения. Все новое, как правило, воспринимается отрицательно. Если у вас компания, которая ведет обычную деятельность, то ничего с ней не случится. Просто нужно будет обратить внимание на некоторые пункты протокола для дальнейшей налоговой политики компании.
ВЗГЛЯД: А для России самый главный плюс в чем? Выгода?
В.Б.: Выгода для кого? Для российских бизнесменов? Но может быть в том, что Кипр исключат из российского «черного списка», что улучшит репутацию юрисдикции.
ВЗГЛЯД: А для государства?
В. Б.: Это, наверное, доступ к информации. Впрочем, возможно, это просто очередной политический ход. Не забывайте о том, что Россия сама находилась в «черных списках» той же самой Организации экономического сотрудничества в связи с отсутствием законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.