Границы сверху нет
В четверг Газпром определился с объемами газа, который он будет закупать у Азербайджана в ближайшие годы. Как говорится в распространенном монополией сообщении, в 2010 году у азербайджанской стороны будет куплен 1 млрд кубометров газа, а в 2011 году – 2 млрд кубов.
В ситуации, когда неясно, где чья территория, ни один игрок не будет рисковать, участвуя в строительстве Транскаспийской трубы
Председатель правления российского газового гиганта Алексей Миллер еще раз подчеркнул: условия контракта не предусматривают верхнюю границу закупок топлива у южного соседа.
Напомним, первый контракт между Москвой и Баку о покупке газа был заключен в октябре 2009 года, но тогда речь шла о меньших объемах поставок (500 тыс. кубометров газа). Азербайджан становится все более активным игроком на газовом рынке в связи с освоением гигантского морского месторождения Шах-Дениз (доказанные запасы − 1,2 трлн кубометров и 240 млн тонн газового конденсата), расположенного в азербайджанском секторе Каспийского моря.
Армянский гамбит
Изначально предполагалось, что большая часть топлива из Шах-Дениза пойдет по газопроводу «Баку − Тбилиси − Эрзерум» в Турцию. Однако минувшей осенью отношения Баку и Анкары в вопросе транзита энергоносителей охладились: президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «два года мы пытались решить вопросы по транзиту в рамках переговоров», но теперь его страна намерена искать альтернативные пути транспортировки энергоносителей.
Политологи, однако, утверждали, что проблемы заключались не столько в условиях прокачки, сколько в недовольстве Баку наметившимся сближением между Турцией и Арменией (последние почти договорились о разблокировке сухопутной границы и возможном восстановлении дипломатических отношений).
Между тем Азербайджан не поддерживает никаких связей с Арменией из-за нерешенного конфликта о статусе Нагорного Карабаха и прилегающих к нему семи районов Азербайджана, которые Баку не контролирует. Соответственно, свое недовольство поведением Анкары Азербайджан выразил переориентацией своих газовых потоков на Россию.
Северный поход
Увод Алексеем Миллером газа из Шах-Дениза в российскую орбиту еще больше обостряет ситуацию с двумя конкурирующими газопроводами, которые должны быть построены в ближайшие годы для энергообеспечения Европы. Россия к 2015 году намерена сдать «Южный поток», который принесет топливо в Италию и Австрию по дну Черного моря и через Балканы в обход ненадежной Украины. Европейцы же для уменьшения энергозависимости от России намеревались строить трубопровод Nabucco из Турции в Германию через те же Балканы. Газ для заполнения этой трубы намеревались получать из Ирана, Туркмении и Азербайджана, в частности, из того же месторождения Шах-Дениз.
Однако с Ираном отношения у ЕС не складываются, а с туркменскими источниками газа все тоже не так просто, в частности, не решен вопрос, кому что принадлежит в Каспийском море.
Кроме того, в декабре 2009 года был сдан газопровод из Туркмении в Китай мощностью 40 млрд кубометров в год. С учетом того, что Россия законтрактовала в закаспийских пустынях еще 35 млрд кубометров газа в 2010 году, а общая добыча там составляет около 80 млрд кубометров, для Nabucco просто не остается свободного топлива.
Шансов почти нет
Получается, Газпром может пить шампанское и танцевать ритуальные пляски над гробом Nabucco? Большинство экспертов полагают, что да: жизнеспособность этого проекта изначально была под вопросом.
«Азербайджанский газ для Nabucco – не главное, он изначально должен был базироваться на газе Туркмении и Ирана», − говорит глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. «Его основная сырьевая база – в Иране, с которым сложные политические отношения, поэтому проект выглядел сомнительным изначально», − добавляет аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
Впрочем, при определенных условиях акционеры Nabucco еще могут доставить немалую головную боль Газпрому. Для этого им надо решить две проблемы. Во-первых, как можно скорее урегулировать статус Каспия, что позволит оправдать инвестиции в прокладку трубы в Туркмению. «Пока в ситуации, когда неясно, где чья территория, ни одна серьезная компания не будет рисковать, участвуя в прокладке Nabucco», − уверен Борисов.
Вторая возможность для Nabucco восстать из пепла − это быстро найти новые источники сырья. Таковые имеются. Например, недавно открытое месторождение газа в иракском Курдистане. «Однако шансов у Nabucco сегодня осталось крайне мало, и Газпром с его «Южным потоком», скорее всего, выйдет победителем», − резюмирует Константин Симонов.