Российские власти почти исчерпали ресурс снижения налоговой нагрузки в стране. Об этом в четверг заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
Даже та налоговая нагрузка, которая будет с 1 января будущего года, очень сильно ударит по модернизации экономики
«Потенциал общего снижения налоговой нагрузки мы почти исчерпали, учитывая наши бюджетные расходы и то, что мы предпринимали серьезные меры по снижению общих налогов, в том числе введение плоской ставки на доходы физических лиц», – приводит ее слова «Интерфакс».
Впрочем, министр не исключила некоторого снижения в перспективе налогов для инновационного сектора. «Мы недоиспользовали потенциал стимулирующих налоговых преобразований – именно тех, которые поддерживают инновации и модернизацию», – пояснила она.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, в свою очередь, рассказал, что сейчас правительство думает над тем, чтобы освободить от налога на прибыль компании, работающие в сфере здравоохранения и образования.
«Мы обсуждаем, пока окончательное решение не принято, что мы могли бы пойти на полное освобождение частного бизнеса, связанного с формированием человеческого капитала, образования и здравоохранения, от налога на прибыль», – сказал он.
Набиуллина считает это «неопасным» для государства в целом и для бюджета страны в частности. Дело в том, что доходы госказны от определенных видов деятельности (образования, здравоохранения) незначительны.
«На наш взгляд, здесь совсем неопасно освободить такие виды деятельности от налогов, чтобы они развивались, – отметила министр. – Поэтому новые виды деятельности, новые производства нуждаются в определенном налоговом стимулировании».
По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, дальше возможности наращивания налоговой нагрузки для покрытия дефицитов Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета нет.
«Даже та налоговая нагрузка, которая будет с 1 января будущего года, очень сильно ударит по модернизации экономики – по среднему и малому бизнесу, по инновационным компаниям и по финансовому сектору», – подчеркнул он
Это, добавил Греф, и есть те секторы, «которые мы называем ключевыми с точки зрения диверсификации».
Мы недоиспользовали потенциал стимулирующих налоговых преобразований – именно тех, которые поддерживают инновации и модернизацию
Он также отметил, что «2% увеличения расходов на пенсионное обеспечение – я понимаю, что с точки зрения необходимости выравнивать доходы пенсионеров это крайне важная задача». «Но мы говорим о том, что нам нужно как минимум еще 3–4 процентных пункта ВВП найти на модернизационные цели – такие как инфраструктура, реформа образования, здравоохранения», – сказал Греф.
Налоговый акцент, по словам начальника отдела аналитики УК «КапиталЪ» Сергея Карыхалина, следует делать лишь для некоторых отраслей. «Очевидно, что все компании, работа которых связана с сырьем, чувствуют себя очень хорошо. В отношении них стоило по меньшей мере оставить налоги на прежнем уровне, а может быть, и несколько повысить», – добавил он.
Естественно, что нефтяники жалуются на тяжелое налоговое бремя, отметил Карыхалин, однако прошлый год все они закончили с прибылью. В то же время для компаний, работающих в сфере высоких технологий, правильным было бы снизить налоги.
«Тут нужен диверсификационный подход», – заключил Карыхалин.
Для отраслей, связанных с новой моделью развития экономики, должны быть введены особые налоговые послабления, соглашается главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
«В этом контексте образование и здравоохранение (как инвестиции в человеческие ресурсы и интеллектуальный потенциал) вполне попадают под категорию «стратегических направлений», – заявил он газете ВЗГЛЯД. К тому же отмена или введение льготного налогового режима для подобных организаций не станет сильным ударом для бюджета страны.
В целом же ситуация двоякая. «С одной стороны, в условиях существенного бюджетного дефицита надо выравнивать дисбалансы и – как один из наиболее простых вариантов – увеличивать налоговое бремя. Стоит отметить, что общий уровень налоговой нагрузки в России находится где-то на уровне 35% ВВП, что заметно ниже, чем в развитых странах», – пояснил эксперт.
Однако увеличение налогов может плохо сказаться на восстановлении экономики, считает Ганган. Поэтому вместо того чтобы повышать налоги, надо больше концентрироваться на оптимизации расходных статей бюджета. «Например, исключить нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств», – добавил аналитик.