Дмитрий Медведев потребовал от чиновников обеспечить достоверность информации, размещаемой на сайте госзакупок РФ, «с целью исключения коррупционных действий недобросовестных государственных заказчиков». Об этом в среду сообщила пресс-служба Кремля.
Для заранее предупрежденных чиновником компаний правильный ввод лота не составит труда
За достоверность информации будут отвечать министр экономического развития Эльвира Набиуллина и руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Генеральному прокурору Юрию Чайке поручено обеспечить надзор за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов.
О проделанной работе чиновники доложат в октябре 2009 года.
Таким образом Медведев отреагировал на многочисленные комментарии о предоставлении неверных и некорректных данных на сайте госзакупок, поступившие в блог главы государства.
О том, что сфера госзакупок одна из самых коррумпированных в России, Медведев говорил, еще будучи первым вице-премьером. Неоднократно он поднимал этот вопрос уже после того, как занял пост президента.
«Понятно, что объемы коррупции в этой сфере просто огромны, и, в отличие от других ситуаций, они практически не подсчитываются и не видны, но, судя по некоторым экспертным данным, эти объемы просто колоссальны. Это теневая часть, которая сопоставима по объему со всеми другими сферами, где существуют коррупционные преступления», – подчеркивал Медведев.
Одно из самых распространенных нарушений, которые мешают конкуренции во время борьбы за заказы, – не совсем корректный ввод названия лота. Например, использование в предмете заказа латинских букв вместо аналогичных русских.
Для заранее предупрежденных чиновником компаний правильный ввод лота не составит труда, в то время как остальные потенциальные участники размещения госзаказа эту информацию просто не найдут.
По данным Федеральной антимонопольной службы, уже выявлено более 2 тыс. нарушений такого рода среди заказов, размещенных госведомствами на сайте госзакупок.
Впрочем, это далеко не единственная брешь в схеме госзакупок. В частности, блогеры обратили внимание на то, что чиновники зачастую требуют выполнения условий, которым соответствует один конкретный исполнитель.
Для малого и среднего бизнеса госзаказ порой вовсе не доступен. По данным ОПОРЫ России, некоторые госзаказчки не дробят лоты, тем самым делая участие малых и средних компаний в аукционах попросту бессмысленным.
В этом смысле достоверность информации на сайте госзакупок изменит немногое. «Ситуация напоминает некие биологические законы: стоит хищнику найти новый способ охоты на жертву, как последняя тут же приспосабливается и ухищряется выжить», – сказал ВЗГЛЯДу главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
В области регулирования механизма госзакупок происходят аналогичные процессы. «Стоит антимонопольному ведомству принять новые меры защиты от недобросовестных контрагентов (например, публичные тендеры), как те самые недобросовестные агенты придумывают способы для обхода подобных мер», – подчеркнул эксперт.
В качестве примера Ганган приводит изменение букв в названиях тендеров, что позволяет только «нужным» компаниям найти среди множества наименований конкретный заказ. Либо аффилированные организации заранее готовятся к нужному тендеру, к его «узким местам» (специфические требования по банковским гарантиям и так далее), что позволяет им без труда заполучить нужный заказ.
Впрочем, все это не означает, что необходимо перестать с этим бороться, уверен аналитик. «По некоторым подсчетам, из-за подобных махинаций казна ежегодно теряет свыше 300 млрд рублей, что в условиях крупного бюджетного дефицита – непозволительная роскошь», – резюмировал он.
Так что «чистка» госзакупок – это еще и отличная возможность пополнить госказну.