Экономика Соединенных Штатов более не находится в отделении реанимации и начинает постепенно выздоравливать. Об этом написал миллиардер и знаменитый инвестор Уоррен Баффет в своей колонке в газете The New York Times.
Бесконтрольный выброс углекислого газа ведет к таянию ледников, а бесконтрольная эмиссия доллара подтачивает покупательную способность валюты
Он отметил, что Федеральная резервная система США и «ключевые экономические чиновники в администрациях Джорджа Буша и Барака Обамы ответили на стоявшие перед ними вызовы более чем умело». Спасти ситуацию удалось, прежде всего, с помощью «фонтана» наличных денег, выпущенного в национальную экономику обоими правительствами. Теперь стране придется решать вопрос с побочными эффектами от огромных доз «монетарного лекарства», которое по-прежнему применяется, считает Баффет.
«Сейчас большинство этих эффектов незаметны, – предупреждает читателей основатель Berkshire Hathaway, – но угроза от них может привести к столь же болезненным результатам, сколь и сам финансовый кризис».
Инфляция приведет к обеднению американских граждан, а доллар продолжит терять покупательную способность. «Бесконтрольный выброс углекислого газа ведет к таянию ледников, а бесконтрольная эмиссия доллара подтачивает покупательную способность валюты. Судьба доллара в руках конгресса», – пишет Баффет.
Он напоминает, что финансовая помощь экономике стала возможной за счет эмиссии долговых обязательств американского государства. Это произошло благодаря размещению гособлигаций у местных и иностранных инвесторов. Однако бюджетный дефицит беспрецедентных размеров (1,8 трлн долларов) эти средства смогут покрыть лишь наполовину. Остальное придется напрямую напечатать Федеральной резервной системе.
В конечном счете работающий печатный станок приведет к ускорению инфляции, а вместе с ней к фактическому уничтожению богатства, находящегося в распоряжении американских граждан.
По мнению Баффета, в росте долга нет ничего плохого, если он увеличивается пропорционально размеру активов государства, корпораций и граждан. Плохо, когда долг растет гораздо быстрее, как это происходит сейчас. Баффет опасается превращения США в «банановую республику» и призывает конгресс ограничить рост дефицита бюджета относительно ВВП.
Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен не так давно высказывал мнение, что в США рецессия уже подходит к концу, а темпы восстановления экономики страны могут превзойти прогнозы большинства экономистов.
Экономист Нуриэль Рубини, предсказавший мировой финансовый кризис, предвещал его конец уже в 2009 году.
Худший период мирового кризиса уже позади, соглашался с ними лауреат Нобелевской премии, экономист Пол Кругман. Однако тогда же он заявлял, что мировую экономику ждет затяжной спад, сравнимый с «потерянным десятилетием» 1990-х годов в экономике Японии.
Ранее Кругман уже делал прогнозы относительно выхода из кризиса. В мае он утверждал, что быстрый подъем невозможен, отмечая, что глобальная стабилизация может оказать негативное влияние на американскую валюту и увеличить внешний долг страны.
Сейчас многие эксперты говорят о грядущих проблемах. К примеру, экономисты прогнозировали новую волну кризиса в банковском секторе США, которую может спровоцировать провал рынка коммерческой недвижимости. Впрочем, инвесторов по всему миру беспокоит не это, а растущий госдолг США (11,7 трлн долларов) и дефицит американского бюджета (1,8 трлн долларов).
«И дело даже не в абсолютных значениях. В конце концов, и раньше монетарные власти США не отличались особой финансовой дисциплиной: в недрах ФРС даже ходила шутка, что «доллар США валюта наша, но проблема ваша». Дело в том, что рост долга и дефицита происходит на фоне падения ВВП», – пояснил ВЗГЛЯДу аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Именно валовой продукт США это то, чем сейчас обеспечен доллар.
«И если Америка в ближайшее время из рецессии не выйдет, то шансы на то, что крупнейшие инвесторы (в первую очередь центральные банки, вкладывающие золотовалютные резервы стран в американские казначейские облигации) потеряют терпение (или доверие) и начнут избавляться от долларовых активов, повышаются», – отметил эксперт.
Он напомнил, что зачастую в качестве аргумента называется то, что центральным банкам и крупным частным игрокам невыгодна девальвация доллара: тот же Китай больше потеряет, если начнет выводить средства из казначейских бумаг и обрушит рынок госдолга и валютный рынок. Это правда, добавил Вязовский, но не вся.
В мире, по его словам, идет борьба за статус резервной валюты. Та страна, в чьей валюте идет международная торговля (Китай последние полгода последовательно предоставляет различным странам от Бразилии до Белоруссии валютные свопы в юанях), в чьей валюте можно кредитоваться много и активно (Китай предоставляет займы в юанях на покупку своей продукции, например, телекоммуникационной), имеет все шансы сделать ее новой резервной валютой.
«С этой точки зрения тому же Китаю выгодна дестабилазция и девальвация доллара США. Потеряв триллион на девальвации, в дальнейшем Поднебесная сможет заработать десятки триллионов на эмиссионном доходе в том случае, если юань станет резервной валютой мира», – полагает эксперт.