«Я не оцениваю ситуацию как драматическую, но она сложная, она в чем-то проще, в чем-то сложнее, чем в других странах, но в среднем она, наверное, такая же, как в большинстве государств, которые сегодня находятся под воздействием экономического и финансового кризиса», – заявил президент России в интервью американскому телеканалу CNBC.
Я не оцениваю ситуацию как драматическую, но она сложная, она в чем-то проще, в чем-то сложнее, чем в других странах
По его словам, сообщает ИТАР-ТАСС, «российская экономика пострадала от мирового финансового кризиса не в меньшей степени, чем другие страны», по ряду объективных и субъективных причин.
«Нас затронул экономический спад и спад ВВП, мы прогнозируем в этом году не меньше чем 6% или, может быть, даже больше. По отдельным позициям, таким как уровень промышленного производства, падение даже существенно выше, то есть это порядка 14% за несколько месяцев», – сказал Медведев.
«Настораживающим явлением» он назвал рост числа безработных, оценив его в соответствии с методикой Международной организации труда на уровне не менее 6 млн человек, что составляет около 7,5–8% экономически активного населения. Правительство «должно реагировать на такие трудные цифры», заметил глава государства.
Говоря о национальной валюте, президент подчеркнул, что курс рубля был вынужденно ослаблен «вследствие того, что уменьшилось количество валюты, которая притекает в страну из-за снижения объема экспорта». При этом от идеи превращения рубля в резервную валюту никто не отказывается.
«В настоящий момент миру необходимо большее количество резервных валют, это даст возможность (реагировать) при возникновении проблем в той или иной экономике. И поэтому в ближайшем будущем нашей задачей является создание большего количества резервных валют», – пояснил он, добавив, что не отрицает возможности создания так называемой наднациональной валюты.
Что касается инфляции, то, по словам Медведева, «за последнее время эти негативные тенденции как минимум приостановились». Одной из причин роста цен в России он назвал ослабление доллара. «Процессы, связанные с ситуацией вокруг доллара, необходимостью решения самых разнообразных проблем в американской экономике, – все это может привести к тому, что объем денежной массы будет расти. В результате этого ускорятся инфляционные процессы», – подчеркнул президент РФ.
#{help=293423}Впрочем, последние месяцы в этом смысле оказались для России «более благоприятными».
«У нас инфляция замедлилась и, по всей вероятности, по итогам года будет ниже, чем мы предполагали, но это все равно высокая цифра», – сказал Медведев. Напомним, правительство ожидает роста потребительских цен по итогам года на уровне 13%.
Медведев пояснил, что в результате таргетирования инфляции планируется довести ее в стране до «приемлемого уровня в 5–6%». «Но, конечно, не в нынешнем году», – признал он.
Понятно, что власти всеми силам будут бороться с ростом цен, однако главнейшая задача, которая стоит перед Россией, – это диверсификация экономики.
По мнению главы государства, проблемы создала «текущая структура российской экономики, ориентированной на экспорт». «Мы в известной мере сегодня являемся заложниками той структуры экономики, которая создавалась на протяжении многих десятилетий. И здесь, конечно, основная задача на будущее – просто изменить эту структуру экономики», – пояснил президент.
Текущее положение дел никого устроить не может, уверен он. «Мы не смогли создать высокотехнологичную экономику, у нас очень высокая степень зависимости от экспорта сырья, у нас очень слабая инновационная составляющая в экономике, у нас нет прямой конверсии тех инновационных продуктов в промышленность, которая отличает современную инновационную экономику», – сказал Медведев.
Будущее международной финансовой системы Медведев видит в создании современных правил игры. «Нам нужно не больше регулирования, а более эффективное регулирование», – считает Медведев. В силу цикличности международной экономики рано или поздно кризисы будут случаться, вопрос в степени их опасности и возможности минимизации последствий.
Россия выступает не за то, чтобы зачеркнуть Бреттон-Вудскую финансовую экономическую систему, а «модифицировать ее таким образом, чтобы она соответствовала потребностям XXI века, наличию гораздо большего числа успешных экономик, большего числа региональных резервных валют», сделал вывод Медведев.