Ставка, под которую в ВЭБе размещаются средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) для выдачи субординированных кредитов банкам, будет повышаться. Вслед за ней вырастет и ставка, по которой ВЭБ выдает эти кредиты, сообщил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин.
Минфин пришел к выводу, что ставки по кредитам слишком низкие
Он сказал, что ставки могут быть повышены «на пару процентных пунктов», до 9–10%, передает «Интерфакс».
Кроме того, Саватюгин отметил, что ставка кредита на 40 млрд рублей, который предполагается выдать Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), «вряд ли будет сильно выше или ниже» ставки, по которой банки будут получать субординированные кредиты.
Он подчеркнул, что повышение ставок будет предусмотрено поправками в федеральный закон N173-ФЗ о поддержке финансовой системы. Поправки предполагается принять до конца мая.
Напомним, что субординированные кредиты ВЭБа весьма удобны для банков. Такой кредит не может быть истребован кредитором ранее окончания срока действия договора, а проценты не должны превышать размера ставки рефинансирования ЦБ и не меняются в течение срока договора. Сумма такого кредита включается в расчет капитала банка, что автоматически повышает его устойчивость. Система кредитов ВЭБа была специально разработана для того, чтобы помочь российским банкам в период кризиса.
«Сейчас ставка, под которую банки получают субординированные кредиты от ВЭБа, составляет 8% годовых. Соответственно, ВЭБ зарабатывает 1%, потому что ФНБ размещает средства на депозите под 7%. Этот механизм был введен прошлой осенью в период острого финансового кризиса, когда нужно было обеспечить банкам дешевые и долгосрочные ресурсы. Сейчас, вероятно, Минфин пришел к выводу, что эти ставки являются слишком низкими на фоне существенного повышения ставок по инструментам ЦБ, которое произошло с тех пор. Видимо, с желанием сблизить эти ставки со ставками денежного рынка и связано намерение скорректировать цифру», – пояснила ВЗГЛЯДу заместитель руководителя аналитического отдела «Совлинка» Ольга Беленькая.
Осенью 2008 года ВЭБ начал выдавать кредиты крупнейшим российским компаниям, имеющим долги перед зарубежными кредиторами, и субординированные кредиты банкам.
В апреле 2009 года премьер-министр Владимир Путин сообщил, что Внешэкономбанк намерен в 2009 году предоставить российской экономике более 300 млрд рублей кредитов.
По словам Беленькой, на данный момент субординированные кредиты ВЭБ выдает только банкам.
«Он еще выдавал кредиты компаниям для замещения внешних заимствований, но сейчас эта программа свернута», – добавила Беленькая.
Эксперт считает, что Минфин в данном случае преследует конкретную цель – увеличение доходов ФНБ.
«ВЭБ является посредником. Соответственно, ФНБ будет больше зарабатывать на этих депозитах, а ВЭБ будет получать свою маржу, наверное, также в 1%», – рассказала аналитик.
По мнению Беленькой, увеличение ставки, под которую в ВЭБе размещаются средства ФНБ, никак не должно повлиять на увеличение инфляции. Более того, повышение стоимости ресурсов – «скорее антиинфляционный шаг», полагает специалист.
«ЦБ, мы видим, постепенно снижает стоимость ресурсов, предоставляемых банкам, ставку рефинансирования денежного рынка. А здесь просто идет сближение ставок, под которые банки привлекают субординированные кредиты со стоимостью денег в экономике. То есть ситуация начинает выравниваться, убираются сверхльготные условия», – подчеркнула Беленькая.
О том, что правила выдачи субординированных кредитов банкам будут меняться, говорилось еще в марте текущего года. Тогда власти были озабочены борьбой с ростом просроченной задолженности по банковским кредитам. Дело в том, что крайне высокие требования к банкам, претендующим на кредиты, ограничивали круг потенциальных получателей. Внешэкономбанк заявлял, что намерен изменить правила, чтобы разморозить программу рекапитализации банков и выделить оставшиеся средства.
Новый механизм предоставления банкам субординированных кредитов, по словам Беленькой, «существенно (в три раза) увеличивает объем господдержки, предоставляемой на 1 рубль, вложенный акционерами банка». Поэтому, по словам специалиста, небольшое повышение стоимости кредита «действительно частично компенсирует их сверхльготный характер».
«Кроме того, ограничивается банковская маржа (по новым правилам, банки должны предоставлять реальному сектору кредиты в объеме господдержки по ставке не выше ставки рефинансирования + 3 процентных пункта)», – заключила Беленькая.