Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов в четверг подверг критике всю существующую мировую систему транзита топлива. «Нынешняя система международных энергетических поставок, и это нужно признать, является одним из самых уязвимых звеньев глобальной экономики», – сказал глава бывшей южной советской республики на саммите по энерготранзиту в Ашхабаде, на котором присутствовали представители Газпрома, сообщает «Интерфакс».
Выступления Бердымухаммедова – попытка выторговать что-то у России
Бердымухаммедов связал остроту проблемы, связанной с транзитом энергоносителей, с финансовым кризисом. По его словам, проблема перешла в политическую плоскость. Туркменский лидер предложил организовать широкое обсуждение транзита ресурсов на уровне ООН.
Интерес туркменского лидера понятен: Туркмения занимает, по данным на 2006 год, 10-е место в мире по объему добычи природного газа. Газ – основной экспортный товар республики.
В середине и в конце 2000-х годов проблема снабжения Европы энергоносителями стала одной из самых острых. В середине 90-х для создания единых «правил игры» была выработана Европейская энергетическая хартия, которая должна была решить вопросы поставок нефти и газа в Европу в новых политических условиях. Россия, хотя и неоднократно была близка к ее подписанию, все же не ратифицировала этот документ, так как с его подписанием Газпром мог превратиться в транспортную компанию, лишь перекачивающую среднеазиатский газ в Евросоюз.
С середины 2000-х годов обострились конфликты между Россией и странами, через которые проходят транзитные газопроводы, – Украиной и Белоруссией. Россияне постоянно обвиняли прежде всего Украину в «несанкционированном отборе газа», планируя создание альтернативных транспортных потоков. В частности, к 2011 году предполагалось создание газопровода «Северный поток», который, пройдя по дну Балтийского моря, приведет российский газ в Германию, к 2013 году – «Южного потока», который доставлял бы российское голубое топливо в Италию через Болгарию по дну Черного моря. При этом и Украина, и Белоруссия обвиняли Газпром в шантаже и призывали мировое сообщество защитить их.
Такая ситуация многих не устраивает. Недавно Россия предложила изменить правила игры на мировом энергетическом рынке, фактически создав новую энергетическую хартию. Формально сейчас Бердымухаммедов говорит о том же. Однако на самом деле изменить Туркмения сейчас ничего не сможет, а критикует мировую транспортную систему ресурсов для достижения собственных целей.
«В международных договоренностях не прописан статус транзитера», – отмечает старший эксперт Центра экономической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По этой причине Газпром выступает в качестве самостоятельного игрока, выкупающего газ у Туркмении. «Туркмения хотела бы видеть в Газпроме не полноценного игрока рынка, а компанию, просто перекачивающую газ из Средней Азии в Европу», – подчеркивает Абзалов.
Эксперты считают, что Бердымухаммедов таким образом решил надавить на российские позиции в газовом вопросе. «Заявление Бердымухаммедова – попытка игры перед началом крупных энергетических саммитов в Софии и Праге», – уверен Абзалов. По его словам, Туркмения ведет активную политику против России и Газпрома, так как последний сократил объемы выкупаемого у центральноазиатской страны газа.
Напомним, в связи с падением цен на энергоносители Газпром сократил забор туркменского газа. Туркменские власти считают, что из-за этого 9 апреля 2009 года на магистральном газопроводе произошла авария, и газ из среднеазиатской страны перестал поступать в Россию.
«Несмотря на воинственные заявления Бердымухаммедова, у Туркмении нет других вариантов, кроме работы с Россией и ее газотранспортными сетями», – отмечает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. «Выступления Бердымухаммедова – возможная попытка выторговать что-то у России – например, цену на газ», – считает начальник аналитического отдела ЗАО «Галлион Капитал» Александр Разуваев. Кроме того, отмечает эксперт, это еще один реверанс в сторону проекта «Набукко».
Напомним, что проект газопровода «Набукко» предусматривает транспортировку газа из Ирана в Австрию и Германию через Турцию и страны Балканского региона. Несмотря на то что о реализации его говорят с 2004 года, пока работы над ним не ведутся. «У этого проекта большие политические риски», – напоминает Разуваев.