Совет директоров Банка России принял решение о снижении с 24 апреля ключевых процентных ставок по операциям, проводимым Банком России.
Пока не видно особого желания банков увеличивать кредитование экономики, тем более по низким ставкам
Ставка рефинансирования снижена на 0,5% до 12,5% годовых, по операциям прямого РЕПО на один день – также на 0,5% до 9,5%. Об этом сообщил департамент внешних и общественных связей Банка России.
О понижении ставки Центробанка говорилось давно. В принципе, руководители ЦБ заявляли, что они готовы рассмотреть возможность уменьшения ставки.
Первый заместитель председателя ЦБР Алексей Улюкаев рассказывал, что будет не разовая демонстративная акция по снижению ставки рефинансирования, а «начало некоего движения в сторону снижения ставок», передает ИТАР-ТАСС.
Но останавливала ЦБ высокая инфляция. Сейчас же этот показатель стабилизировался. По последним данным Росстата, за три недели апреля 2009 года инфляция составила 0,6%, за весь апрель 2008 года – 1,4%.
Последний раз о понижении ставки говорил председатель правительства РФ Владимир Путин в среду на совещании по экономическим вопросам. Он отметил, что «в связи со снижением инфляции возможно снижение ставки рефинансирования».
А поднимал Путин этот вопрос в связи с никак не разрешающейся проблемой: банки неудовлетворительно кредитуют реальный сектор.
Путин отметил, что банки должны будут кредитовать граждан и реальный сектор по ставке, не превышающей 16% (старая ставка рефинансирования плюс 3%). При этом он отметил, что эта ставка должна быть конечной для заемщика, включая все комиссионные выплаты. Срок выдачи предоставляемых кредитов должен быть, по его словам, не менее одного года.
«ЦБ должен жестко следить за соблюдением этих условий», – подчеркнул премьер. Более того, кредитование реального сектора станет условием для дальнейшего предоставления помощи банку.
Но эксперты сомневаются в эффективности мер ЦБ. «Это совершенно не в состоянии оказать какой-то эффект на кредитную активность, – говорит старший экономист Альфа-банка Наталья Орлова. – Это решение связано, по всей видимости, с тем, что сейчас бюджет стал более активно финансировать дефицит. И, видимо, в банковский сектор идет ликвидность. Центральный банк просто дает рынку сигнал, что, по сути, ставки должны идти вниз. То есть он будет пытаться регулировать одновременно и объем ликвидности, и ставки».
Согласна с ней и заместитель руководителя аналитического департамента компании «Совлинк» Ольга Беленькая. «При прочих равных снижение стоимости заимствований и ставки рефинансирования должно приводить к снижению ставок по вкладам. Но в реальности ситуация более сложная, потому что у банков сейчас происходит процесс накопления «плохих» долгов на балансах. В этих условиях кредитные риски высоки, банки пытаются заложить их в высокий уровень процентных ставок. Поэтому пока не видно особого желания банков увеличивать кредитование экономики, тем более по низким ставкам».
По ее словам, для того чтобы это начало происходить, должен начать снижаться общий уровень системных рисков. Частично это может делаться за счет механизма госгарантий. «Но пока этот механизм не заработал», – говорит она.