В среду губернатор Иркутской области Игорь Есиповский заявил, что субсидировать Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) нецелесообразно и он будет закрыт.
Правительство пришло к выводу, что нецелесообразно субсидировать предприятие
«Мы наконец-то подходим к пониманию, что БЦБК не будет работать. Чтобы запустить БЦБК, денег требуется больше, чем построить цех беления целлюлозы на любом другом комбинате. Правительство пришло к выводу, что нецелесообразно субсидировать предприятие. Несомненно, возникла большая проблема с трудоустройством сотрудников комбината, которые оказались на улице, но еще большей была проблема 40-летнего спора о БЦБК, который не должен находиться на берегу Байкала», – передает слова Есиповского «Интерфакс».
Губернатор признал, что главной проблемой станет трудоустройство уволенных сотрудников комбината. Есиповский сообщил, что правительство региона отправило письма 50 работодателям области с просьбой помочь трудоустроить жителей Байкальска, уволенных с БЦБК. Положительные ответы получены от 11 из них, эти предприятия готовы предоставить более 500 вакансий.
«Есть договоренность с руководством Восточно-Сибирской железной дороги о трудоустройстве 200 человек. К концу недели там будут работать около 100 человек. На общественных работах будут заняты 350 человек. Еще 100 сотрудников БЦБК смогут поменять специальность. К переобучению уже приступили 50 человек. Более 200 уволенных работников устроятся на вахтовые работы», – рассказал глава региона.
Далее под Байкальском будет создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, что тоже создаст определенное количество рабочих мест.
Напомним, что конфликт вокруг комбината тянется не один год. Дискуссия о его необходимости на берегу Байкала началась еще при советской власти – БЦБК был введен в строй в 1966 году. Сейчас около 50% комбината принадлежит «Континенталь Менеджменту», который контролируется «Базовым элементом» Олега Дерипаски. Росимуществу принадлежит 49% акций БЦБК.
До начала кризиса конфликт был связан в основном с экологическими претензиями к комбинату. В сентябре 2008 года по требованию Минприроды РФ комбинат перешел на замкнутый цикл водооборота, чтобы исключить загрязнение Байкала. Однако ситуацию осложняло то, что Байкальск ранее сливал свои отходы в Байкал через очистные сооружения комбината, и после перехода БЦБК на замкнутый цикл эти стоки пошли в озеро практически неочищенными. Дело в том, что город должен был построить свои очистные сооружения, но не сделал этого.
Недавно уволенный с поста заместителя руководителя Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что закрытие Байкальского ЦБК – его самая большая удача. Действительно, его борьба против комбината в свое время существенно увеличила его «популярность» – например, он предложил перепрофилировать предприятие в завод по выпуску газировки. Более того, он даже вел переговоры об этом с представителями компании Coca-Cola. Однако судьба этого проекта сейчас неизвестна.
После начала кризиса к экологическим проблемам добавились экономические – спрос на продукцию комбината упал. К тому же главному собственнику предприятия стало явно не до БЦБК – долги компаний Олега Дерипаски оцениваются в 20–25 млрд долларов.
При этом закрытие комбината создаст ряд производственных проблем. Например, производимая БЦБК беленая целлюлоза используется при создании ракет «Тополь» и «Булава». Однако другого поставщика такой целлюлозы на территории России нет. Ранее планировалось построить подобный комбинат в другом месте, однако сейчас из-за кризиса судьба этих планов неизвестна.