В понедельник инвестиционный фонд Aabar из Абу-Даби подтвердил факт покупки акций Daimler. 9% акций немецкого автогиганта обошлись арабам почти в два миллиарда евро (20,27 евро за акцию).
Риск недружественной атаки сейчас так же высок, как и год назад
В докризисных ценах такой пакет ценных бумаг стоил бы в два раза больше. Фирма Aabar контролируется инвестиционным обществом International Petroleum Investment Company (IPIC). Основанная четыре года назад, она уже не раз вынуждала говорить о себе в Европе. Aabar, к примеру, потратил недавно 50 миллионов евро на итальянский банк UniCredit.
Эти средства должны упрочить положение концерна Daimler, который, как и весь мировой автопром, переживает не самые лучшие времена. Убытки германской фирмы в конце прошлого года превысили полтора миллиарда евро. В начале этого года продажи легковых машин Daimler упали на четверть. Впрочем, не лучшим образом обстоят дела и у нового акционера. Сейчас акции Aabar стоят в пять раз меньше, чем в лучшие времена.
Новый совладелец Daimler не исключает, что увеличит свое участие в делах фирмы. «Пока мы довольны и 9,1%. Возможность увеличения капитала мы рассмотрим позднее», – заявил в понедельник один из руководителей арабского инвестиционного фонда Хадем аль-Кубайзи, выступая на пресс-конференции в Штутгарте вместе с руководством немецкой фирмы.
Вспоминая опыт предыдущих лет, немецкие аналитики говорят, что IPIC обычно покупает от 20% до 40% акций, укрепляя свою позицию при принятии важных решений.
На место в наблюдательном совете Хадем аль-Кубайзи пока не претендует. Впрочем, он подчеркивает, что Абу-Даби будет активно участвовать в делах немецкой фирмы, в отличие от Кувейта, с 70-х годов владеющего пакетом акций Daimler. Сейчас в совокупности арабам принадлежит 16% немецкого автогиганта.
«Риск недружественной атаки сейчас так же высок, как и год назад», – заявил журналистам руководитель Daimler Дитер Цетше.
Немецкое правительство с похвалой отозвалось о скором участии арабского инвестиционного фонда в делах Daimler. «Это хороший знак, – заявил во вторник Ульрих Вильгельм, представитель правительства в Берлине. – Эти инвестиции служат признанием долгосрочных шансов немецкой промышленности и ее силы».
Аналитики называют это вложение довольно разумным: из всех автомобильных концернов Daimler сейчас считается наиболее недооцененным на бирже. С осени прошлого года биржевая стоимость германской фирмы уменьшилась на 20 млрд евро.
«Это не отвечает реальной стоимости компании», – заявил в интервью агентству DPA и автоэксперт Вилли Диц. Он убежден, что средства, пришедшие с Ближнего Востока, необходимо потратить на новые технологии – например, на разработку нового поколения двигателей или электромобилей.
Судя по всему, подобных сделок будет все больше. Вилли Диц считает, что в кризисные времена возможны и необходимы самые необычные альянсы. Например, могли бы объединить свои усилия конструкторы Daimler и BMW.
Инвестиционная активность арабов вызвала оживление и в Китае. Скорой покупки немецких автомобильных акций не исключил Лу Йивей, руководитель госфонда CIC. В интервью Shanghai Securities News топ-менеджер сообщил, что фонд готов потратить несколько миллиардов на перспективные компании.