Снять заслон
Пошлины на ввозимые в РФ физическими лицами автомобили могут быть пересмотрены уже в первом квартале 2010 года. Об этом, как сообщает РИА «Новости», в четверг заявил заместитель министра экономического развития Андрей Слепнев.
До трети доходов Приморского края составляли доходы, связанные с автоввозом
«Все факторы будут проанализированы, в течение первого квартала будут предложены... определенные решения (по отмене «защитных» пошлин)», – приводит слова чиновника агентство.
Напомним, постановление правительства об увеличении пошлин на импортные легковые и грузовые машины вступило в действие 12 января нынешнего года. В частности, для автомобиля в возрасте до трех лет с объемом двигателя 1,6 литра ставка увеличилась до 1,5 евро за куб. см, в возрасте от трех до пяти лет − до 2,5 евро за «кубик», а свыше пяти лет − 3,5 евро за куб. см.
Дорогое удовольствие
Увеличение ввозных пошлин, по мнению чиновников, должно было защитить российских автопроизводителей путем искусственного ограничения импорта. И чиновникам это блестяще удалось. Если до повышения пошлин рынок иностранных подержанных авто привлекал покупателей, которые могли за приемлемые деньги приобрести качественную машину, к тому же эксплуатировавшуюся в менее суровых природных условиях и на более гладких дорогах, то после начала действия пошлин рынок зарубежной «автовторички» стал значительно менее привлекательным.
Судите сами: к примеру, если в немецком интернет-магазине Autoscout24.de BMW 316 2004 года выпуска обойдется в 6,5 тыс. евро (9,1 тыс. долларов), то за одну только растаможку ее в России придется выложить 8 994 доллара пошлины, и это уже не говоря о расходах на транспортировку и постановку авто на учет в России.
Как результат импорт в Россию подержанных авто из-за рубежа практически сошел на нет. К примеру, если, по данным Федеральной таможенной службы, всего в 2008 году из Японии в Россию было ввезено 380 тыс. машин (последние составляли порядка двух третей отечественного экспорта из этой страны), то за девять месяцев 2009 года сокращение ввоза всех иномарок составило 76%.
Неудивительно, что повышение пошлин вызвало массовые волнения в Приморском крае, экономика которого во многом строилась на ввозе и обслуживании авто из Страны восходящего солнца. В итоге волнения на улицах Владивостока пришлось остужать специально переброшенным на Тихий океан отрядам ОМОНа из Москвы и Подмосковья.
Белорусский рай
Надо сказать, о том, что в России произошел «перегиб» с повышением пошлин, говорили сами власти. Так, в ноябре 2009 года Игорь Шувалов заявил, что «из лекарства для российского реального сектора экономики пошлины превратились в свою противоположность». Более того, вице-премьер заявил, что «все предложения, которые касаются запретительных импортных пошлин на ввоз автотранспорта и некоторых автозапчастей, мы считаем неправильными».
Чем вызван очередной «раунд» разговоров о снижении пошлин? Ответить на это можно со всей определенностью − свою роль сыграло вступление России в Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. С 1 января 2010 года пошлины устанавливаются на одном уровне для юридических лиц, а физических уравняют в правах с 1 июля.
Что это сулит для российских автолюбителей? Как предписывает устав Союза, у входящих в него государств должны быть единые таможенные тарифы. А в части иномарок они сейчас более чем разные: к примеру, для автомобилей в возрасте пяти−семи лет с двигателем 2,5−3 л пошлина в России сегодня составляет 5,8 евро за 1 куб. см, а в Белоруссии − всего 0,6 (!) евро. Что, к слову, уже вызвало опасение крупнейших российских автодилеров, которые опасаются, что в ближайшие полгода граждане Белоруссии ввезут в Россию несколько сотен тысяч автомобилей, что сделает российских продавцов как новых, так и подержанных автомобилей неконкурентоспособными.
Снизят, но ненамного
Впрочем, по мнению большинства отраслевых экспертов, ожидать кардинального снижения ставок на подержанные иномарки россиянам не стоит. «Скорее всего, соответствующие пошлины в России, Белоруссии и Казахстане будут приведены к некому среднему арифметическому, и для нашей страны они уменьшатся на 20−35%, но естественно не до уровня Белоруссии», − полагает источник газеты ВЗГЛЯД в Минпромторге.
И это еще самый оптимистичный сценарий развития событий: по словам заместителя директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, введение заградительных пошлин на импорт подержанных иномарок оправдано для России в среднесрочной перспективе с учетом запуска таких крупных проектов, как партнерство Renault и АвтоВАЗа, а также, возможно, «Соллерса» и Fiat. «Высокие пошлины стимулируют иностранных производителей к развертыванию производства машин в нашей стране, к расширению модельного ряда на уже существующих производствах», – объясняет Удалов.
Косвенно о том, что пошлины если и понизятся, то ненамного, говорят и сами власти. Так, как сообщил в четверг заместитель министра экономического развития Андрей Слепнев, «мы заинтересованы в том, чтобы не устраивать дополнительных проблем нашим производителям, не посылать негативные сигналы инвесторам, которые пришли с проектами в Россию». А следовательно, глобального снижения ввозных пошлин, что позволит россиянам вновь приобретать за рубежом качественные и недорогие авто, ждать, увы, не стоит...