Европейцев обяжут брать
Газпром не будет отказываться от системы «бери или плати» (take or pay) в отношениях с европейскими потребителями газа.
Газпром – государственная компания, которую интересуют не только экономические, но и геополитические аспекты сделок
Об этом в понедельник сообщило РИА «Новости» со ссылкой на аналитиков Renaissance Capital, проведших встречу с заместителем председателя правления Газпрома Александром Медведевым.
Ранее представители Газпрома отмечали: европейские потребители недобрали порядка 8−9 из 150 млрд кубометров газа за 2009 год, поэтому с них можно получить санкции за недобор топлива. Общий размер последних может составить весьма кругленькую сумму в 2,5 млрд долларов. При этом, по информации РИА «Новости», Медведев рассчитывает, что средняя экспортная цена для Европы в следующем году составит около 325 долларов за тысячу кубометров.
Им можно, а вам нельзя
Разумеется, европейцам доставляет мало радости обязательство платить российской монополии миллиарды долларов за продукт, который они не потребляют. Поэтому можно понять их возмущение, когда в конце ноября 2009 года Россия и Украина заключили блок газовых соглашений. Напомним, тогда главы Газпрома и «Нафтогаза Украины» подтвердили договоренности, достигнутые на уровне премьеров: Украина выполняет свои транзитные обязательства, Россия не штрафует эту страну за недобор газа (в 2009 году западный сосед России не выбрал 13 млрд кубометров законтрактованного топлива).
Как только стало известно об условиях нового российско-украинского договора, такие крупные европейские компании, как E.On и Ruhrgas, призвали Газпром отказаться от системы «бери или плати» и в отношениях с ними. Однако, судя по заявлению Медведева, теперь об этом им останется только мечтать.
Беспрецедентная Украина
Смогут ли оскорбленные двойными стандартами Газпрома европейцы каким-либо образом отомстить России? Большинство отраслевых экспертов полагают, что да. Главный риск сохранения существующего положения дел, отмечает аналитик ИК «Велес-Капитал» Дмитрий Лютягин, заключается в том, что европейцы решат приобретать у Газпрома минимально необходимое количество газа, а остальное докупать на спотовом рынке. «Так российская монополия не сможет наращивать свою рыночную долю в Европе и станет приносить меньше денег в федеральный бюджет», − отмечает Лютягин.
Другое дело, что, по мнению аналитиков, предъявить к Газпрому юридические претензии в Европе не смогут. «Газпром − государственная компания, которую интересуют не только экономические, но и геополитические аспекты сделок, и отношения с Украиной, в том числе, отказ от ToP, обусловлены именно этим», − считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
Кроме того, как полагает эксперт, Европа вынуждена будет смириться с позицией газовой монополии еще и по той причине, что она все равно в ближайшем будущем не сможет снизить свою зависимость от российских энергоносителей. «Принцип «бери или плати» (ToP) придуман в газовом бизнесе для того, чтобы страховать риски невозврата долгосрочных инвестиций, и используется при заключении долгосрочных контрактов, которые превалируют в портфеле Газпрома, − рассказывает Денис Борисов. − И совсем отказаться от долгосрочных контрактов у европейцев не получится – без российского газа в 2015 году у них не сойдется энергобаланс».