Курс рубля в целом движется за объективными обстоятельствами в экономике и практически не управляется монетарными властями. Об этом заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на пресс-конференции по итогам встречи министров финансов G20.
Интервенции незначительны. Это означает, что рубль сегодня свободный, такой, какой он должен быть
В минувшую субботу представители стран «большой двадцатки» в шотландском Сент-Эндрюсе пытались понять, закончился ли уже мировой финансовый кризис и какой должна быть посткризисная стратегия.
«Мы всегда говорили, что рубль должен быть подвержен объективным обстоятельствам экономики, сегодня рубль движется за объективными причинами», – сказал Кудрин, комментируя вопрос, является ли укрепление рубля результатом действий монетарных властей.
По словам вице-премьера, Центробанк практически не участвует в интервенциях. «Интервенции незначительны. Это означает, что рубль сегодня свободный, такой, какой он должен быть», – приводит его слова «Интерфакс».
Здесь стоит напомнить, что лишь в октябре регулятор приобрел на рынке порядка 15 млрд долларов. Сейчас ЦБ позволяет рублю укрепляться шажками по 5 копеек, покупая на каждом уровне 700 млн долларов.
«Никакой целенаправленной политики нет, более того, мы бы и не стремились к укреплению рубля», – заверил Кудрин. Министр пояснил, что на стоимость отечественной валюты влияет высокая цена на нефть, а также реструктуризация кредитов российских банков и предприятий.
«Если цена на нефть остается высокой, это дает большой объем валюты стране, если наши банки и предприятия получили реструктуризацию своих кредитов, это говорит о том, что у России остается очень мощная валютная позиция, а это всегда укрепляет рубль», – пояснил Кудрин.
С начала сентября рубль вырос к бивалютной корзине (0,55 доллара и 0,45 евро) на 8%, при этом к доллару рост составил более 10%.
«Нужно ли с этим бороться? Думаю, правильным является курс, который определяется объективными показателями, то есть не действиями ЦБ, а воздействием цен на нефть, притока капитала», – уверен глава Минфина.
Несмотря на то что, по мнению министра, свободный курс является наиболее правильным, в России в ближайшее время еще могут использоваться инструменты регулирования. «Но в целом мы стремимся, чтобы он был подвержен объективным обстоятельствам», – добавил Кудрин. К этому должны быть готовы и отечественные предприятия.
«Некоторые предприятия в конкуренции с мировым рынком, возможно, уступают по своим издержкам. Это сигнал, что издержки надо сокращать. Но создавать тепличные условия для отдельных отраслей путем искусственного изменения курса, я считаю, неправильно», – цитирует Кудрина Reuters.
Кроме того, Кудрин в очередной раз подтвердил свой прогноз о малой вероятности второй волны кризиса. Если она и произойдет, то не в ближайшие полтора–два года.
«Маловероятен второй этап кризиса, вторая рецессия, по крайней мере в ближайшие полтора–два года. Но всегда нужно быть начеку», – сказал он.
На прошедшей встрече министры финансов G20 вновь убеждали друг друга не торопиться с прекращением антикризисных мер. Это связано с тем, что выход из кризиса будет происходить в довольно сложной ситуации. Вместе с тем ряд стран, в том числе Россия, имели рост экономики в третьем квартале текущего года. «Это означает, что для таких стран, как Россия, меры (антикризисные) оказались своевременными, правильными и в достаточном объеме. Важно в ближайшие месяцы раньше времени не успокоиться», – считает Кудрин.
По его оценке, «уже сделаны решающие шаги, чтобы завершающая стадия антикризисных мер не была смазана». В числе важнейших задач, стоящих перед Россией, Кудрин назвал ненаращивание расходов, снижение инфляции и ставок по кредитам.