Экономика

2 октября 2009, 17:46

Путин требует денег с Renault для АвтоВАЗа

Фото: ИТАР-ТАСС

Альянс Renault-Nissan, владеющий блокпакетом АвтоВАЗа, должен участвовать в финансировании российского производителя. В противном случае его доля в капитале компании может быть пересмотрена. Столь жесткое заявление сделал премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства в пятницу. Эксперты считают, что подобные требования могут напугать иностранных инвесторов. А вот Renault, по-видимому, все же придется пойти на уступки.

Одним из главных вопросов на президиуме правительства в пятницу стала ситуация на АвтоВАЗе. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил поддержать планы автопроизводителя по сокращению в этом году до 5 тыс. человек.

Надо вести переговоры: либо они будут участвовать в финансировании предприятия, либо мы должны будем договариваться о соотношении долей

«Было бы целесообразным поддержать планы АвтоВАЗа о сокращении персонала до 5 тысяч человек в этом году», − цитирует Шувалова РИА «Новости». Он уточнил, что речь идет преимущественно о пенсионерах, которым будет предложено выйти на пенсию, и о людях предпенсионного возраста − им будет предложено досрочно оформить пенсию.

«Вместе с тем, по предложению Минэкономразвития и Минздравсоцразвития − и эта позиция одобрена руководством АвтоВАЗа, − всем выходящим на пенсию будет предложена временная работа до двух лет на этом предприятии», − отметил первый вице-премьер.

В свою очередь глава правительства Владимир Путин призвал комплексно подходить к решению вопроса социальной поддержки сотрудников АвтоВАЗа: она должна касаться не только предприятия, но и всего города и региона. «Меры социальной поддержки не должны быть эфемерными, они должны быть доступными для граждан и легко реализуемыми, а позиция предприятия − предельно понятной и прозрачной, чтобы не было недомолвок, серых зон и слухов», − подчеркнул премьер.

Шувалов доложил Путину о принимаемых мерах по передаче социальных учреждений, которые находятся в ведомстве АвтоВАЗа, на содержание муниципального и регионального бюджетов. «Мы понимаем, что это за учреждения, в каком объеме необходимо финансирование в 2010 году», − сказал первый вице-премьер.

По его оценке, предварительная цифра финансирования этого направления на следующий год составляет 1,8 млрд рублей. Однако в течение следующей недели она будет уточняться. «Нам придется в дальнейшем оказывать поддержку субъектам РФ, чтобы эту сеть в полном объеме финансировать», − отметил он.

Шувалов также сообщил, что он дважды встречался с руководством АвтоВАЗа. «Мы изучали планы, существующие на АвтоВАЗе по технологическому перевооружению, акционеры предприятия к этому готовятся серьезно», − приводит его слова ИТАР-ТАСС.

В ответ на это Путин предложил пообщаться с иностранными акционерами АвтоВАЗА. Альянс Renault-Nissan тоже должен участвовать в финансировании АвтоВАЗа либо согласиться на снижение своей доли в российском автогиганте, считает премьер.

«А что касается технологического обновления, нужно вести переговоры с иностранными участниками (АвтоВАЗа) − Ranault и Nissan. Мы уже выделили первый транш АвтоВАЗу − 25 миллиардов рублей − и сделали это так, чтобы не размывать их пакет. Надо вести переговоры: либо они будут участвовать в финансировании предприятия, либо мы должны будем договариваться о соотношении долей», − цитирует Путина Reuters.

Напомним, Renault принадлежит 25% плюс одна акция АвтоВАЗа. Сделка о покупке состоялась в феврале 2008 года. Договор о продаже блокпакета акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент Troika Capital Partners Сергей Скворцов и глава корпорации Renault-Nissan Карлос Гон. Renault тогда планировала значительное увеличение производства в России. Компания также пообещала активно помогать российской компании технологиями.

Озвученные премьером требования могут напугать как нынешних иностранных инвесторов, так и тех, кто только планирует инвестировать в нашу страну

Аналитик ФГ «Калита-Финанс» Анна Первинкина считает, что заявление Путина в отношении Renault выглядит достаточно спорно. При этом в дальнейшем подобные высказывания, по ее словам, могут нанести вред российским предприятиям, которые привлекают иностранные инвестиции.

«Озвученные премьером требования могут напугать как нынешних иностранных инвесторов, так и тех, кто только планирует инвестировать в нашу страну. Со стороны наших соотечественников нажим политиками на зарубежных акционеров, возможно, найдет одобрение, но не стоит забывать, что отечественной экономике необходим зарубежный капитал, особенно в условиях растущего дефицита бюджета», − сказала эксперт газете ВЗГЛЯД.

У Renault, по ее словам, есть два выхода: либо отказаться от «предложения» Путина и в дальнейшем продать по заниженной цене свой уже размытый (и как следствие не блокирующий) пакет, либо выполнить требования и выкупить соответственную часть допэмиссии. «Второй вариант нам кажется наиболее вероятным. Переговоры еще последуют, и компания добьется более выгодных для себя условий, хоть и со значительными потерями», − отметила Первинкина.

Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, АвтоВАЗ уже потратил выделенную ему госпомощь в 25 млрд рублей и сейчас снова очень нуждается в деньгах. Долг компании перед банками составляет порядка 40 млрд рублей, еще 42 млрд необходимы АвтоВАЗу на инвестпрограмму, а 12 млрд рублей – на выплаты увольняемым сотрудникам.

На днях стало известно, что государство решило выделить автоконцерну эти 12 млрд, однако окончательно вопрос будет решен 6 октября, на заседании антикризисной комиссии Шувалова.

По данным СМИ, завод может выпустить инфраструктурные облигации почти на 40 млрд, которые выкупит Внешэкономбанк (ВЭБ). За счет этих денег АвтоВАЗ погасит текущий долг, а впоследствии конвертирует облигации в свои акции, сделав, таким образом, ВЭБ одним из своих акционеров. Доля «Ростехнологий» и «Тройки Диалог» при этом размоется. Renault, который не хочет размывания своей доли, сможет избежать этого, если оплатит допэмиссию АвтоВАЗа лицензией на Logan и оборудованием для ее сборки.

АвтоВАЗ оказался в сложной ситуации из-за снижения спроса на его продукцию и накопившихся товарных остатков. Ему даже пришлось на месяц остановить конвейер. Руководство компании решилось на массовые сокращения. В середине сентября глава АвтоВАЗа Игорь Комаров подписал приказ об увольнении к 14 декабря 2009 года 5 тыс. сотрудников. Позднее стало известно, что компания планирует сократить не более 27,6 тыс. работников.

Текст: Наталья Журавлева

Вам может быть интересно

Охрана базы атомных подлодок Франции пыталась сбить неизвестные беспилотники
Темы дня

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с РФ могут стать прежними, необходимо развеять. До того финнам предстоит пережить нужду и некоторую муку, а также выйти из НАТО.

Санкционные удары сделали МС-21 неуязвимым

Спустя семь лет после первых санкций против МС-21 проект выходит на финишную прямую. Летные испытания идут на максимуме. Уже через год лайнер начнет принимать первых пассажиров. И вряд ли западные конкуренты смогут придумать что-то еще, чтобы погубить проект. Теперь Boeing и Airbus придется смириться с появлением впервые в постсоветской истории их прямого конкурента.

Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества экс-замглавы Минобороны Иванова

Ростех направил Индии предложение по локализации выпуска Су-57

Покупательница квартиры Долиной отказалась от мирового соглашения

Новости

Моди анонсировал безвизовый режим между Россией и Индией

Россия и Индия в ближайшее время введут 30-дневный безвизовый режим для организованных туристических групп, заявил индийский премьер-министр Нарендра Моди.

США потребовали увеличения оборонных обязательств Европы в рамках НАТО

США рассчитывают, что к 2027 году Европа возьмет на себя основную часть оборонных функций в НАТО, включая разведку и развертывание ракетных систем, пишет Reuters.

Озвучены планы по строительству новых тральщиков для ВМФ

Средне-Невский судостроительный завод намерен продолжить выпуск тральщиков проекта 12700 «Александрит» с улучшенным оснащением вплоть до 2050 года, заявил замглавкома ВМФ Игорь Мухаметшин.

Захарова сравнила Евросоюз с «воровской группировкой»

Евросоюз начал действовать как «воровская группировка» в вопросе российских активов, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Банк России снял ограничения на переводы валюты за рубеж

С 8 декабря граждане России и дружественных стран смогут переводить иностранную валюту за рубеж без ограничений по объему, сообщил Банк России.

Российские войска освободили Безымянное в ДНР

Подразделения Южной группировки за последние сутки освободили Безымянное в Донецкой народной республике (ДНР). Всего же за неделю ВС России освободили семь населенных пунктов в зоне СВО.

Индия выразила готовность производить российские беспилотники «Ланцет»

Россия и Индия ведут переговоры о возможной локализации производства российских беспилотников, включая модель «Ланцет», сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто

В ГАИ опровергли ужесточение правил регистрации старых авто и подчеркнули, что регистрация машин не зависит от срока их эксплуатации, а определяется техническим состоянием транспортного средства.

Моди назвал главную силу в отношениях России и Индии

Премьер-министр Индии Нарендра Моди заявил, что основой отношений между Россией и Индией является взаимное доверие.

Путин высоко оценил итоги переговоров с Моди

Переговоры между Россией и Индией прошли в конструктивной и дружественной атмосфере, заявил президент России Владимир Путин.

Белый дом назвал приоритетом восстановления стратегической стабильности с Россией

Вашингтон включил восстановление стратегической стабильности с Россией в число главных внешнеполитических задач в Европе. Об этом говорится в обновленной Стратегии национальной безопасности США.

Глава Euroclear заявила об угрозе банкротства из-за плана ЕС по активам России

Глава крупнейшего европейского депозитария Euroclear Валери Урбен выразила сомнения в реализуемости предложенного Еврокомиссией плана экспроприации российских активов.
Мнения

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

Дмитрий Губин: Украинская пропаганда описывает не Россию, а Украину

Наиболее живучей и в политической среде Украины, и среди экспертов является маниакальная убежденность в скором распаде России. Она присутствует там с 1992 года, более тридцати лет не сбывается, но ее повторяют вновь и вновь. Тогда как сама Украина давно распалась.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов