Одним из главных вопросов на президиуме правительства в пятницу стала ситуация на АвтоВАЗе. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил поддержать планы автопроизводителя по сокращению в этом году до 5 тыс. человек.
Надо вести переговоры: либо они будут участвовать в финансировании предприятия, либо мы должны будем договариваться о соотношении долей
«Было бы целесообразным поддержать планы АвтоВАЗа о сокращении персонала до 5 тысяч человек в этом году», − цитирует Шувалова РИА «Новости». Он уточнил, что речь идет преимущественно о пенсионерах, которым будет предложено выйти на пенсию, и о людях предпенсионного возраста − им будет предложено досрочно оформить пенсию.
«Вместе с тем, по предложению Минэкономразвития и Минздравсоцразвития − и эта позиция одобрена руководством АвтоВАЗа, − всем выходящим на пенсию будет предложена временная работа до двух лет на этом предприятии», − отметил первый вице-премьер.
В свою очередь глава правительства Владимир Путин призвал комплексно подходить к решению вопроса социальной поддержки сотрудников АвтоВАЗа: она должна касаться не только предприятия, но и всего города и региона. «Меры социальной поддержки не должны быть эфемерными, они должны быть доступными для граждан и легко реализуемыми, а позиция предприятия − предельно понятной и прозрачной, чтобы не было недомолвок, серых зон и слухов», − подчеркнул премьер.
Шувалов доложил Путину о принимаемых мерах по передаче социальных учреждений, которые находятся в ведомстве АвтоВАЗа, на содержание муниципального и регионального бюджетов. «Мы понимаем, что это за учреждения, в каком объеме необходимо финансирование в 2010 году», − сказал первый вице-премьер.
По его оценке, предварительная цифра финансирования этого направления на следующий год составляет 1,8 млрд рублей. Однако в течение следующей недели она будет уточняться. «Нам придется в дальнейшем оказывать поддержку субъектам РФ, чтобы эту сеть в полном объеме финансировать», − отметил он.
Шувалов также сообщил, что он дважды встречался с руководством АвтоВАЗа. «Мы изучали планы, существующие на АвтоВАЗе по технологическому перевооружению, акционеры предприятия к этому готовятся серьезно», − приводит его слова ИТАР-ТАСС.
В ответ на это Путин предложил пообщаться с иностранными акционерами АвтоВАЗА. Альянс Renault-Nissan тоже должен участвовать в финансировании АвтоВАЗа либо согласиться на снижение своей доли в российском автогиганте, считает премьер.
«А что касается технологического обновления, нужно вести переговоры с иностранными участниками (АвтоВАЗа) − Ranault и Nissan. Мы уже выделили первый транш АвтоВАЗу − 25 миллиардов рублей − и сделали это так, чтобы не размывать их пакет. Надо вести переговоры: либо они будут участвовать в финансировании предприятия, либо мы должны будем договариваться о соотношении долей», − цитирует Путина Reuters.
Напомним, Renault принадлежит 25% плюс одна акция АвтоВАЗа. Сделка о покупке состоялась в феврале 2008 года. Договор о продаже блокпакета акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент Troika Capital Partners Сергей Скворцов и глава корпорации Renault-Nissan Карлос Гон. Renault тогда планировала значительное увеличение производства в России. Компания также пообещала активно помогать российской компании технологиями.
Озвученные премьером требования могут напугать как нынешних иностранных инвесторов, так и тех, кто только планирует инвестировать в нашу страну
Аналитик ФГ «Калита-Финанс» Анна Первинкина считает, что заявление Путина в отношении Renault выглядит достаточно спорно. При этом в дальнейшем подобные высказывания, по ее словам, могут нанести вред российским предприятиям, которые привлекают иностранные инвестиции.
«Озвученные премьером требования могут напугать как нынешних иностранных инвесторов, так и тех, кто только планирует инвестировать в нашу страну. Со стороны наших соотечественников нажим политиками на зарубежных акционеров, возможно, найдет одобрение, но не стоит забывать, что отечественной экономике необходим зарубежный капитал, особенно в условиях растущего дефицита бюджета», − сказала эксперт газете ВЗГЛЯД.
У Renault, по ее словам, есть два выхода: либо отказаться от «предложения» Путина и в дальнейшем продать по заниженной цене свой уже размытый (и как следствие не блокирующий) пакет, либо выполнить требования и выкупить соответственную часть допэмиссии. «Второй вариант нам кажется наиболее вероятным. Переговоры еще последуют, и компания добьется более выгодных для себя условий, хоть и со значительными потерями», − отметила Первинкина.
Как ранее писала газета ВЗГЛЯД, АвтоВАЗ уже потратил выделенную ему госпомощь в 25 млрд рублей и сейчас снова очень нуждается в деньгах. Долг компании перед банками составляет порядка 40 млрд рублей, еще 42 млрд необходимы АвтоВАЗу на инвестпрограмму, а 12 млрд рублей – на выплаты увольняемым сотрудникам.
На днях стало известно, что государство решило выделить автоконцерну эти 12 млрд, однако окончательно вопрос будет решен 6 октября, на заседании антикризисной комиссии Шувалова.
По данным СМИ, завод может выпустить инфраструктурные облигации почти на 40 млрд, которые выкупит Внешэкономбанк (ВЭБ). За счет этих денег АвтоВАЗ погасит текущий долг, а впоследствии конвертирует облигации в свои акции, сделав, таким образом, ВЭБ одним из своих акционеров. Доля «Ростехнологий» и «Тройки Диалог» при этом размоется. Renault, который не хочет размывания своей доли, сможет избежать этого, если оплатит допэмиссию АвтоВАЗа лицензией на Logan и оборудованием для ее сборки.
АвтоВАЗ оказался в сложной ситуации из-за снижения спроса на его продукцию и накопившихся товарных остатков. Ему даже пришлось на месяц остановить конвейер. Руководство компании решилось на массовые сокращения. В середине сентября глава АвтоВАЗа Игорь Комаров подписал приказ об увольнении к 14 декабря 2009 года 5 тыс. сотрудников. Позднее стало известно, что компания планирует сократить не более 27,6 тыс. работников.