Противостояние Минфина и Минэкономразвития, которое длится уже несколько месяцев, сводится к одному – к бюджету. На внесенную Минэкономразвития в правительство концепцию долгосрочного развития России до 2020 года Кудрин отреагировал негативно, заметив, что с финансовой частью в ней «не все в порядке».
В своем проекте бюджетной стратегии до 2023 года Минфин убедительно доказал, что налоговая нагрузка в России не является чрезмерной
Министр говорил, что новая версия концепции–2020 не была согласована с Минфином. В ней отсутствуют оценки баланса бюджетной системы на все эти годы. Похоже, теперь Кудрин настроен более жестко. Свое недовольство концепцией он в очередной раз выразил во вторник на заседании бюро правления РСПП.
По его словам, она несет риски из-за дисбаланса бюджетной системы. Как заметил министр, расходы бюджетной системы до 2020 года предлагается сохранить на достигнутом уровне, а баланс бюджета предлагается преодолевать за счет увеличения дефицита.
«Я считаю, что этот вариант несет в себе угрозу стабильности финансовой системы РФ», – цитирует его слова ИА «Финмаркет».
Кудрин отметил, что в базовом сценарии баланс между доходами и расходами в 2007 году заложен на уровне 6,1% ВВП, в 2010 году – 2,7%, в 2015 году – 1,9-0,4%, в 2020 году – минус 0,8 - минус 1,4%, в 2025 году – минус 1,3% - минус 2,4%.
Министр убежден: дисбаланс более 2% при «оптимистичных допущениях в доходах» неприемлем.
Впрочем, и сегодня, по мнению Кудрина, с российской экономикой не все в порядке. Несмотря на все оптимистичные заявления российского руководства экономика России далека от стабильности, признал министр.
«Сегодня я могу признать, что мы не обеспечили до сих пор устойчивости макроэкономики. Два года назад был всплеск инфляции, потом стали говорить: есть устойчивость, давайте займемся другими делами. Устойчивость тут же была поколеблена серьезными рисками на мировых рынках», – заявил Кудрин.
По его словам, высокими рисками для России по-прежнему является зависимость от цен на нефть.
В ближайшее время, считает министр, необходимо заняться обеспечением восстановления финансовой стабильности, в частности, вопросом низкой инфляции, а также «чтобы рубль стал валютой, в которую вкладывают, а не бегут от нее, как это стало сейчас».
Если в 2007 году в доллары было переведено рублей объемом 3 млрд долларов, то в 2008 году такой же объем был конвертирован только за первый квартал, отметил он.
От общего Кудрин перешел к частному, а вернее сказать, к наболевшему – к налогам.
Минфин рассматривает все предложения по дальнейшему снижению налогового бремени на нефтяную отрасль, но никаких решений пока не принято, сообщил вице-премьер, отметив все-таки, что «нефтегазовый сектор России нуждается в поддержке».
Однако министр подчеркнул, что сначала нужно оценить эффект от уже предоставленных нефтяникам послаблений, а затем уже принимать решение о введении новых.
Напомним, недавно сообщалось о том, что министерство энергетики РФ готовит предложения о повышении цены отсечения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 15 долларов до 25 долларов за баррель с 2010 года. По мнению и Минэнерго, и ряда нефтяных компаний одобренные предложения министерства финансов о повышении цены отсечения НДПИ с 9 долларов до 15 долларов за баррель является недостаточными.
По оценке Минфина, налоговая нагрузка на нефтяную отрасль составляет 60% от доходов, а по оценкам Минэнерго – 76-79%. В целом министерство полагает, что эту нагрузку надо снизить с 76-79% до 50%, а высвободившиеся средства – отправить на модернизацию заводов.
«Консерватизм министра финансов естественен, ведь он отвечает за доходы бюджета, – комментирует начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. – Однако следует не только увеличивать государственные расходы, но и снижать налоги. Налоговая нагрузка на нефтяные компании по-прежнему запредельна, добыча падает».
По мнению эксперта, нефтегазовый сектор в обозримом будущем останется основным конкурентным преимуществом России в глобальной экономике.
«Между тем, советские месторождения не вечны. А на разработку Восточной Сибири компаниям нужны очень серьезные инвестиции», – сказал аналитик газете ВЗГЛЯД.
Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется таким образом, что доходы от НДПИ на нефть и газ, а также доходы от экспортных пошлин на вывоз этих товаров поступают на отдельный счет. Часть средств идет на финансирование расходов бюджета, основная масса – на формирование Резервного фонда в размере 10% прогнозируемого ВВП на текущий год, а остаток – на формирование Фонда национального благосостояния.
Ранее министр финансов Алексей Кудрин заявлял, снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль не приведет к снижению госрасходов.
«В первую очередь уменьшатся доходы фонда национального благосостояния и непосредственно доходы нашего бюджета ни на следующий год, ни на ближайший год не будут затронуты», – подчеркивал министр.
Эксперты соглашались, что снижение налоговой нагрузки на нефтяную отрасль не скажется на пенсионерах и бюджетниках, по крайней мере, в ближайшие годы.
Поэтому если в вопросе снижения налоговой нагрузки на нефтяной сектор Минфин еще может пойти на уступки, то в вопросе снижения НДС он непреклонен. Алексей Кудрин продолжает доказывать невозможность снижения налога на добавленную стоимость.
На заседании в РСПП он заявил, что снижение НДС до 12% с одновременным замещением нефтегазовыми доходами в 4,9% ВВП даст дополнительную инфляцию в 3,8%. К тому же, по его словам, это практически не повлияет на экономический рост. «Суммарный эффект будет ноль, или максимум 0,2% дополнительного прироста ВВП», – подчеркнул министр.
В то же время, дополнительная инфляция снизит экономический рост и вызовет снижение сбережений в экономике и инвестиций.
Минэкономики, напротив, доказывает, что снижение НДС гарантирует экономический рост (12-процентный НДС обеспечит дополнительный прирост ВВП в течение трех лет в среднем на 0,3–0,4% в год, причем в первый год реформы до 0,5%; в варианте снижения до 14% дополнительный прирост ВВП оценивается в среднем на 0,2–0,3% в год).
По сути, премьер-министр России Владимир Путин уже дал отрицательный ответ на предложение Минэкономразвития о быстром снижении налога на добавленную стоимость (НДС). На прошлой неделе он заявил, что надо «взвешенно» отнестись к вопросу «о возможном снижении НДС» и понять, насколько эффективно для экономики будет такое снижение.
Премьер прямо процитировал один из основных доводов Минфина в споре с Минэкономики, сказав о том, что налоговая нагрузка в РФ сегодня ниже, чем в Европе.
«В своем проекте бюджетной стратегии до 2023 года Минфин убедительно доказал, что налоговая нагрузка в России не является чрезмерной», – соглашается директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.
Между тем, эксперт отмечает, что доводы, которые приводит Минэкономразвития в вопросе снижения НДС, сомнительны.
«От чего у нас замедляется экономический рост? Вовсе не из-за чрезмерной налоговой нагрузки. Причины в том, что инфляция вышла из-под контроля. Поэтому для поддержания экономического роста нужно бороться именно с ней, а не пытаться снизить налоги», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ