В среду в Москве стартовал IV Конгресс национального бизнеса. Как писала газета ВЗГЛЯД, лозунг конгресса, устроителями которого вновь выступают объединение предпринимателей «Деловая Россия» и партия «Единая Россия» полностью повторил название одного из партийных проектов ЕР: «Пора предпринимать».
До 70% освободившихся в результате льготного налогового режима денег бизнесмены готовы тратить на техническое перевооружение
В первый день конгресса прошли несколько круглых столов.
Довольно интересным оказалось обсуждение налоговых изменений во время круглого стола «Налоговая система инновационной экономики – российское «ноу-хау» или использование мирового опыта». Как считают предприниматели, Россия все-таки должна идти своим путем и в этом вопросе.
О налогах перед началом круглого стола говорил и председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов. Он озвучил несколько тезисов о стимулировании роста новой национальной экономики. Среди них – предоставление налоговых каникул на год всем новым предприятиям обрабатывающего сектора, введение льготы на имущество в отношении нового оборудования сроком до трех лет, возмещение половины стоимости затрат на НИОКР и так далее.
Как и следовало ожидать на круглом столе, посвященном налогам, одним из первых прозвучал ставший традиционным тезис о необходимости снижения НДС до 12%. Кроме того, бизнес-сообщество не устраивает размер ЕСН, который также предлагается закрепить на уровне 12%.
В настоящее время эти предложения анализирует Минэкономразвития, пытаясь понять, как они отразятся на бюджетной системе и бизнесе России, как минимум, в течение ближайших трех лет.
Участники круглого стола уделили внимание и другим аспектам предлагаемой налоговой реформы. Речь идет о льготном налогообложении в тех отраслях, которые отличаются высокой добавленной стоимостью и могут составить конкуренцию импорту. «Любое действие по модернизации производства должно стимулироваться государством», – уверен председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Он пояснил, что для этого нужно освободить новое оборудование, которое используется в инвестиционных проектах, от уплаты налога на имущество на три первые года, одновременно вводя режим ускоренной или свободной амортизации. По словам Антона Данилова-Данильяна, такая схема часто применяется за рубежом. Она позволяет предприятиям в ускоренном темпе проводить модернизацию своих основных фондов.
Второй момент, который отметил председатель экспертного совета «Деловой России», – введение инвестиционных налоговых льгот. «Стимулировать предприятия к инвестированию в НИОКР мы предлагаем с помощью возмещения из суммы налогов до 50% затрат на них», – рассказал Антон Данилов-Данильян.
Он пояснил, что инновационный бизнес – рискованное предприятие, поскольку тратить деньги нужно сразу на несколько идей, при этом реальную отдачу можно получить от их малой части. Но российская налоговая система этого не учитывает, и у руководителей компаний возникает справедливое решение – не тратиться на НИОКР.
Однако в настоящее время дело с введением инвестиционных налоговых льгот движется слабо. Как считают участники круглого стола, причина в том, что чиновники боятся падения цен на нефть и исчерпания средств бывшего Стабфонда.
Как отмечалось на круглом столе, при таких условиях тем более необходимо стимулировать развитие отраслей, которые предполагают долгий срок окупаемости и не очень высокие прибыли. Для этого инвесторы должны быть уверены в стабильности налоговой системы. Бизнес-сообщество предлагает при открытии нового бизнеса ввести гарантии от увеличения ставок по налогам на 7 лет.
Опросы показывают, что до 70% освободившихся в результате льготного налогового режима денег бизнесмены готовы тратить на техническое перевооружение предприятий. Кроме того, часть из них пойдет на увеличение дивидендов и зарплат, благотворительность и пополнение оборотных фондов.
Таким образом, эти средства становятся объектом налогообложения. Если это учитывать, то потери ВВП от снижения НДС не превысят 1,2%, подсчитали участники круглого стола.
Однако не все мнения были столь однозначны. Представитель Эвенкии, к примеру, не только предложил оставить действующую налоговую систему России в покое, но высказался за увеличение НДС. Он уверен, что снижение этого налога нужно только малорентабельным и слабым предприятиям. В то же время, пояснил чиновник из Эвенкии, высокий НДС позволяет пополнять бюджеты органов местного самоуправления, которые являются основными заказчиками услуг малых и средних компаний.
Со своей стороны главный экономист Всемирного Банка Желько Богетич поддержал позицию Минфина в отношении незыблемости НДС. Взамен он предложил лучше структурировать в целом налоговую систему в России, обращая основное внимание на налог на прибыль и на внешнеторговую деятельность.
В то же время заместитель руководителя РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков отметил, что в отношении налоговой системы нельзя перенимать международный опыт. «России нужен свой путь развития налоговой системы, – уверен он. – В каждой стране она строится исходя их задач экономики. Но ни в одной стране не стоит задача ее диверсификации».
Сергей Беляков считает, что только радикальное снижение налоговой нагрузки на бизнес может этому помочь. «Позиция Минфина в том, чтобы поддерживать сырьевой сектор, в то время как уровень добычи нефти падает. Не лучше ли эти средства вложить в переработку?», – предложил он.
При этом заместитель руководителя РСПП заметил, что растущая российская экономика не удовлетворяет внутренний спрос в стране. Импорт с начала года вырос в России уже на 40%. «Если сейчас бояться решительных шагов, то в будущем степень радикализма будет больше», – убежден Сергей Беляков.
Президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Елена Николаева добавила, что вроде бы «все хотят снижения НДС, однако Минфин вышел с предложением изменить налогообложение нефтяной отрасли».
«На чаши весов положили нефть и всю переработку – победила нефть. Тогда об инновационной экономике говорить бессмысленно», – констатировала она.
Депутат Госдумы Игорь Игошин провел интересную параллель. Министерство финансов объявило, что потеря 1,5% ВВП в результате снижения НДС до 12% грозит большими потерями для страны.
В то же время, напомнил он, Минфин внес в Госдуму предложения по изменению бюджета на 2008–2010 годы, по которым те же 1,5% ВВП пошли в Фонды национального благосостояния и развития. «Раз эта сумма не участвует в экономике, и ее можно отложить на хранение, то страна может себе позволить снизить НДС на эту же сумму, – считает Игошин. – Федеральный бюджет в ближайшие годы справится и без нее, а за 2–3 года эффект от этого шага будет очевиден».
Хотя этот спор далеко не новый, но все-таки жаль, что при его обсуждении за круглым столом не оказалось представителей Министерства финансов. Вероятно, для них этот вопрос уже решен.