Экономика

17 июня 2008, 21:09

Электрички едут в будущее

Фото: Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

В Совете Федерации рассмотрели вопросы развития транспортной инфраструктуры России, в частности, пригородного пассажирского сообщения. В настоящее время оно приносит РЖД миллиардные убытки, однако к 2015 году ситуация должна кардинально измениться. По прогнозам железнодорожников, через 7 лет пассажирооборот вырастет на 15,2%, при этом компания станет получать в два раза больше доходов с каждого километра.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности провел во вторник парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению создания современной инфраструктуры российской экономики. В частности, речь шла о железнодорожном транспорте.

В 2007 году убытки железнодорожников составили 27,7 млрд рублей, а в этом ожидается, что они превысят 30 млрд рублей

В работе приняли участие члены Совета Федерации, представители Федерального агентства морского и речного транспорта, федеральных служб по финансовым рынкам и финансовому мониторингу, органов исполнительной и законодательной власти, а также профильных ассоциаций.

Председатель комитета Оганес Оганян отметил, что благоприятное географическое положение России сейчас никак не используется для того, чтобы завоевывать мировые рынки. Большинство транзитных грузов через нее не проходит. Отсутствие дорог не дает развиваться регионам, богатым природными ресурсами. А поэтому экономическое благополучие страны, как всегда, упирается в дороги. В особенности – в железнодорожные пути.

Начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых в своем докладе представил видение дальнейшей судьбы акционерного общества пригородного сообщения.

Пригородные пассажирские перевозки, как пояснил он, всегда были планово-убыточными. Например, в 2007 году убытки железнодорожников составили 27,7 млрд рублей, а в этом ожидается, что они превысят 30 млрд рублей.

РЖД возмещает убытки за счет перекрестного субсидирования, то есть, с одной статьи финансирования часть денег списывается на другую.

Впрочем, подобная ситуация сложилась не только в России. В Европе, в частности в Германии, ежегодные убытки от перевозки пассажиров в пригородных поездах достигают 7,1 млрд евро. В России эта сумма в 8 раз меньше.

Однако ОАО «РЖД» надеется сделать пригородное сообщение безубыточным. Оно даже разработало схему повышения рентабельности пригородных перевозок. «В 2008 году нужно сформировать нормативную базу, – перечисляет Верховых, – в 2009 – добиться возмещения убытков РЖД на пригородном сообщении на 50%, в 2010 – полного покрытия расходов по инфраструктурной и вокзальной составляющей, в 2011 перейти к частичному покрытию убытков по мотор-вагонной составляющей и в 2012 – достичь полного возмещения потерь в доходах от перевозок по всем составляющим тарифов на пригородных направлениях».

Геннадий Верховых напомнил, что сейчас Минтранс работает над рядом законов, определяющих деятельность РЖД, и назвал важнейший из них. Это проект ФЗ «Об общих принципах транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения». Он должен включать вопросы допуска к выполнению социальных перевозок и тарифного регулирования. Документ уже прошел в Госдуме первое чтение.

Кроме этого, ОАО «РЖД» собирается начать решать проблемы железных дорог на договорной основе с регионами: мол, если субъект пользуется этим видом сообщения, то пусть тоже принимает участие в развитии его инфраструктуры.

По данным железнодорожников, в настоящее время уровень износа пригородных вокзалов в среднем по России достигает 61%, платформ – 59%, павильонов и зданий – 71%. Износ основных фондов мотор-вагонного депо приблизился к 56%. РЖД своими силами не сможет исправить ситуацию, нужна помощь местных властей. «В третьем квартале мы предлагаем начать проводить встречи в федеральных округах и обсудить пункты договоров с регионами, хотя бы сроком на год с пролонгацией», – сказал Верховых.

От представителей регионов комментариев не последовало.

В то же время, партнером в масштабной модернизации российских дорог должен стать бизнес. Но управляющий партнер компании «Вегас-Лекс» Альберт Еганян отметил ряд характерных препятствий, которые отпугивают частных инвесторов от участия в федеральных целевых программах.

Напомним, что уровень финансирования ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы» составляет больше 13,5 трлн рублей – беспрецедентная для российской экономики сумма. Она должна сложиться из денег Инвестиционного фонда, средств частных инвесторов и обеспечения федеральной целевой программы. При этом около 48% вложений, по подсчетам аналитиков «Вегас-Лекс», приходится на государство, и остальное – на частный бизнес.

Однако ФЦП – еще не гарантия, что бюджетные деньги будут получены. «Все ФЦП болеют одним и тем же. Они не являются для инвестора, который пришел по ним работать, основанием получить бюджетную роспись от федерального агентства на финансирование строительства», – заявил Еганян.

Мало того, пояснил эксперт, статус ФЦП – это «закрепленная на бумаге амбиция государства по инвестированию в том или ином направлении». К примеру, инвестор, знакомясь с программой развития транспортной системы России, может увидеть, что по подпрограмме развития железнодорожного транспорта предполагается строительство отдельной ветки, а к началу его вступления в проект будет готова только проектная документация по ней.

Но так как частник должен начинать стройку сейчас, ему придется брать кредит под высокие проценты. «Банк выдаст дорогой кредит на такое строительство, потому что считает это рискованным вложением. У него нет гарантии, что государство профинансирует ФЦП в полном объеме», – пояснил Альберт Еганян.

В заключение эксперт предложил четко прописать процедуру попадания проектов частных инвесторов в федеральные целевые программы. А чтобы под ФЦП можно было получать нормальные кредиты на строительство – заключать инвестиционное соглашение между инвестором и держателем программы. По нему обе стороны будут обязаны соблюдать принятые обязательства.

Для этого, вероятно, понадобится разработать проект Федерального закона «О ФЦП», или внести изменения в Бюджетный кодекс.

В итоге, если все пожелания участников слушаний все-таки будут приняты к сведению и реализованы государством, то к концу 2015 года, по сравнению с 2007 годом, пассажирооборот в России вырастет на 15,2%, а средняя дальность поездки – с 40,2 км до 42,8 км.

При этом себестоимость проезда в пригородном сообщении будет изменяться в пределах инфляции, Зато в два раза вырастут доходы железнодорожников с каждого километра, так как в новые вагоны начнет помещаться на 14% больше пассажиров.

Текст: Ольга Лопатникова

Вам может быть интересно

Во Франции задержали двух человек по подозрению в подготовке терактов
Темы дня

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

Азербайджан нашел слабое место у главной надежды Армении

Новый скандал в отношениях Франции и Азербайджана: Париж официально обвиняет Баку в провокации мятежа, случившегося в одной из своих заморских провинций. И перед нами вовсе не пустые слова. Есть основания полагать, что Азербайджан действительно вывел накал борьбы с главным европейским союзником Армении на новый уровень.

Стало известно, каким оружием был уничтожен склад ВСУ в Одессе

Мэр Тбилиси: Приехавшие к нам министры ЕС заслужили «пинка под зад»

Рар: Из-за инициативы об иноагентах Венгрия рискует своим членством в ЕС

Новости

Саакашвили присвоил себе авторство гимна Грузии

Гражданин Украины, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, отбывающий шестилетнее заключение за коррупцию и злоупотребление служебным положением под надзором в тбилисской клинике «Вивамеди», заявил, что автором текста гимна Грузии является он, а работать над ним начал с пяти лет, сообщил корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Французский генерал: Продвижение войск России под Харьковом стало сюрпризом даже для США

Продвижение российских сил в Харьковской области стало сюрпризом, предупреждения не было даже от американской разведки, заявил французский корпусный генерал авиации Брюно Клермон.

МИД: Россия примет ответные меры на запрет в Европе российских СМИ

Россия ответит на запрет в Европе вещательной деятельности РИА «Новости», «Известий», «Российской газеты», сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Медведев допустил расширение «санитарной зоны» до Польши

В случае подписания с Киевом документов безопасность России не будет обеспечена, если нет «санитарной зоны» на Украине, которая должна протянуться до Польши, заявил заместитель Совбеза России Дмитрий Медведев.

Отряд кораблей Северного флота вышел в сторону Атлантики

В пятницу отряд кораблей Северного флота под командованием носителя гиперзвуковых ракет «Циркон» фрегата «Адмирал Горшков» отправился в дальний поход, он идет в сторону Атлантического океана, сообщили в пресс-службе СФ.

Danone продала свой бизнес в России

Французская компания Danone объявила о завершении сделки по продаже своего российского бизнеса компании «Вамин Р» из Татарстана, сообщает пресс-релиз Danone.

Российские войска нанесли удар по порту в Одесской области

Вооруженные силы России нанесли удар по порту города Южный Одесской области, откуда был зафиксированы удары HIMARS дальнобойными ракетами, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Starlink ВСУ перестал работать во время наступления России под Харьковом

Терминалы спутниковой связи Starlink, которые украинская армия использует для коммуникации, вышли из строя во время наступления российских войск в Харьковской области, пишет The Washington Post.

Военный эксперт объяснил, при каких условиях ВСУ сами сдадут Харьков

Российская армия может заблокировать Харьков со всех сторон, ВСУ не смогут оборонять город и отступят, заявил военный эксперт, полковник в отставке Анатолий Матвийчук.

Петербургский суд арестовал активы и счета Unicredit Bank

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск «Русхимальянса», оператора проекта по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, и наложил арест на имущество, счета и ценные бумаги АО «Юникредит банк» и Unicredit Bank AG, следует из картотеки арбитражных дел.

Путин назвал цель перестановок в кабмине

Административные ресурсы страны должны быть направлены на достижение главной задачи – целей специальной военной операции (СВО), с этим связаны и последние назначения, заявил президент Владимир Путин по итогам госвизита в Китай.

При взрыве в Военной академии в Петербурге пострадали семь человек

На хозяйственной территории Военной академии связи имени Буденного в Петербурге произвольно сдетонировал боеприпас времен Великой Отечественной войны, пострадали семь военных, сообщили в Ленинградском военном округе.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?