Экономика

17 июня 2008, 21:09

Электрички едут в будущее

Фото: Владимир Шпрингель/ВЗГЛЯД

В Совете Федерации рассмотрели вопросы развития транспортной инфраструктуры России, в частности, пригородного пассажирского сообщения. В настоящее время оно приносит РЖД миллиардные убытки, однако к 2015 году ситуация должна кардинально измениться. По прогнозам железнодорожников, через 7 лет пассажирооборот вырастет на 15,2%, при этом компания станет получать в два раза больше доходов с каждого километра.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности провел во вторник парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению создания современной инфраструктуры российской экономики. В частности, речь шла о железнодорожном транспорте.

В 2007 году убытки железнодорожников составили 27,7 млрд рублей, а в этом ожидается, что они превысят 30 млрд рублей

В работе приняли участие члены Совета Федерации, представители Федерального агентства морского и речного транспорта, федеральных служб по финансовым рынкам и финансовому мониторингу, органов исполнительной и законодательной власти, а также профильных ассоциаций.

Председатель комитета Оганес Оганян отметил, что благоприятное географическое положение России сейчас никак не используется для того, чтобы завоевывать мировые рынки. Большинство транзитных грузов через нее не проходит. Отсутствие дорог не дает развиваться регионам, богатым природными ресурсами. А поэтому экономическое благополучие страны, как всегда, упирается в дороги. В особенности – в железнодорожные пути.

Начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых в своем докладе представил видение дальнейшей судьбы акционерного общества пригородного сообщения.

Пригородные пассажирские перевозки, как пояснил он, всегда были планово-убыточными. Например, в 2007 году убытки железнодорожников составили 27,7 млрд рублей, а в этом ожидается, что они превысят 30 млрд рублей.

РЖД возмещает убытки за счет перекрестного субсидирования, то есть, с одной статьи финансирования часть денег списывается на другую.

Впрочем, подобная ситуация сложилась не только в России. В Европе, в частности в Германии, ежегодные убытки от перевозки пассажиров в пригородных поездах достигают 7,1 млрд евро. В России эта сумма в 8 раз меньше.

Однако ОАО «РЖД» надеется сделать пригородное сообщение безубыточным. Оно даже разработало схему повышения рентабельности пригородных перевозок. «В 2008 году нужно сформировать нормативную базу, – перечисляет Верховых, – в 2009 – добиться возмещения убытков РЖД на пригородном сообщении на 50%, в 2010 – полного покрытия расходов по инфраструктурной и вокзальной составляющей, в 2011 перейти к частичному покрытию убытков по мотор-вагонной составляющей и в 2012 – достичь полного возмещения потерь в доходах от перевозок по всем составляющим тарифов на пригородных направлениях».

Геннадий Верховых напомнил, что сейчас Минтранс работает над рядом законов, определяющих деятельность РЖД, и назвал важнейший из них. Это проект ФЗ «Об общих принципах транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения». Он должен включать вопросы допуска к выполнению социальных перевозок и тарифного регулирования. Документ уже прошел в Госдуме первое чтение.

Кроме этого, ОАО «РЖД» собирается начать решать проблемы железных дорог на договорной основе с регионами: мол, если субъект пользуется этим видом сообщения, то пусть тоже принимает участие в развитии его инфраструктуры.

По данным железнодорожников, в настоящее время уровень износа пригородных вокзалов в среднем по России достигает 61%, платформ – 59%, павильонов и зданий – 71%. Износ основных фондов мотор-вагонного депо приблизился к 56%. РЖД своими силами не сможет исправить ситуацию, нужна помощь местных властей. «В третьем квартале мы предлагаем начать проводить встречи в федеральных округах и обсудить пункты договоров с регионами, хотя бы сроком на год с пролонгацией», – сказал Верховых.

От представителей регионов комментариев не последовало.

В то же время, партнером в масштабной модернизации российских дорог должен стать бизнес. Но управляющий партнер компании «Вегас-Лекс» Альберт Еганян отметил ряд характерных препятствий, которые отпугивают частных инвесторов от участия в федеральных целевых программах.

Напомним, что уровень финансирования ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы» составляет больше 13,5 трлн рублей – беспрецедентная для российской экономики сумма. Она должна сложиться из денег Инвестиционного фонда, средств частных инвесторов и обеспечения федеральной целевой программы. При этом около 48% вложений, по подсчетам аналитиков «Вегас-Лекс», приходится на государство, и остальное – на частный бизнес.

Однако ФЦП – еще не гарантия, что бюджетные деньги будут получены. «Все ФЦП болеют одним и тем же. Они не являются для инвестора, который пришел по ним работать, основанием получить бюджетную роспись от федерального агентства на финансирование строительства», – заявил Еганян.

Мало того, пояснил эксперт, статус ФЦП – это «закрепленная на бумаге амбиция государства по инвестированию в том или ином направлении». К примеру, инвестор, знакомясь с программой развития транспортной системы России, может увидеть, что по подпрограмме развития железнодорожного транспорта предполагается строительство отдельной ветки, а к началу его вступления в проект будет готова только проектная документация по ней.

Но так как частник должен начинать стройку сейчас, ему придется брать кредит под высокие проценты. «Банк выдаст дорогой кредит на такое строительство, потому что считает это рискованным вложением. У него нет гарантии, что государство профинансирует ФЦП в полном объеме», – пояснил Альберт Еганян.

В заключение эксперт предложил четко прописать процедуру попадания проектов частных инвесторов в федеральные целевые программы. А чтобы под ФЦП можно было получать нормальные кредиты на строительство – заключать инвестиционное соглашение между инвестором и держателем программы. По нему обе стороны будут обязаны соблюдать принятые обязательства.

Для этого, вероятно, понадобится разработать проект Федерального закона «О ФЦП», или внести изменения в Бюджетный кодекс.

В итоге, если все пожелания участников слушаний все-таки будут приняты к сведению и реализованы государством, то к концу 2015 года, по сравнению с 2007 годом, пассажирооборот в России вырастет на 15,2%, а средняя дальность поездки – с 40,2 км до 42,8 км.

При этом себестоимость проезда в пригородном сообщении будет изменяться в пределах инфляции, Зато в два раза вырастут доходы железнодорожников с каждого километра, так как в новые вагоны начнет помещаться на 14% больше пассажиров.

Текст: Ольга Лопатникова

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Лавров: Зеленский испугался

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?