Газпром совместно с КБ «Лазурит» уже прорабатывает проект строительства подводных буровых судов, рассказал Владимир Вовк, выступая на V Международной конференции «Освоение шельфа России и СНГ – 2008» в Москве.
Планы российского газового холдинга ушли заметно дальше мировых технологий
В настоящее время, по его словам, готов эскизный проект такого подводного бурового судна и есть возможность перехода к подготовке технического проекта.
Сегодня около 70% шельфа России покрыто льдами, что сильно увеличивает сроки строительства скважин на них. В результате организация бурения традиционными способами оказывается затруднительной.
Неудивительно, что компания пытается искать новые способы подводного бурения. На этот раз выбор Газпрома пал на технологию бурения скважин с подводных аппаратов.
Все это напоминает роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Достаточно вспомнить пораженного героя, когда он посетил подводную империю капитана Немо и увидел работу матросов «Наутилуса» на угольных копях. Правда, на этот раз речь идет не об угле, а о газе.
По мнению президента Союза производителей нефтегазового оборудования (СПНО) Александра Романихина, технически осуществить то, о чем заявил Газпром, вполне реально, однако пока бурение с подводных лодок еще можно назвать экзотикой.
Своими технологиями шельфового бурения сегодня может похвастаться Норвегия и некоторые другие страны. Правда, планы российского газового холдинга ушли заметно дальше мировых технологий.
«Насколько я знаю, использованием подводных буровых судов пока еще никто не занимался», – отметил Александр Романихин.
Отечественные технологии позволяют бурить на территории шельфа и традиционными способами. В настоящее время установки для бурения на шельфе производит машиностроительная компания «Уралмаш – Буровое оборудование». Предприятие предлагает более 25 различных типов буровых установок на глубины бурения от 2,5 тыс. до 15 тыс. м в любых климатических и горно-геологических условиях.
«Бывает, говорят об отсутствии технических возможностей. Но это не так, – рассказывает Александр Романихин. – Да, в 90-е годы производство оборудования было свернуто. Но сегодня ситуация меняется, поэтому необходимо загружать отечественные предприятия заказами, для того чтобы они работали в полную силу».
Буровое оборудование, условно говоря, можно разделить на две части: это собственно платформа (строительством которой занимаются судостроительные предприятия) и все, что находится на платформе и под ней.
«Такое оборудование производят отечественные предприятия, и, к счастью, Газпром начал заключать соответствующие контракты. Однако вся начинка платформы пока еще приобретается за рубежом», – с сожалением замечает президент СПНО.
Разработку проекта строительства подводных буровых судов он называет безусловным плюсом.
«Но всерьез рассчитывать на то, что бурение с помощью подлодок начнется в ближайшее время, не стоит», – добавляет Александр Романихин.
Да и сами представители Газпрома не рискнули упомянуть даже примерные сроки реализации проекта. Вряд ли вообще сегодня кто-то сможет назвать эту цифру.
Тем не менее Владимир Вовк рассказал, что подводные буровые суда могут быть использованы в том числе при освоении Русановского и Ленинградского месторождений.
Оба участка находятся на шельфе Карского моря у берегов Ямало-Ненецкого автономного округа.
Запасы Ленинградского месторождения оцениваются в более чем 1 трлн кубометров, Русановского – в 779 млрд кубов газа.