Одной из основных проблем в развивающихся отраслях промышленности России является нехватка трудовых ресурсов. Особенно их не хватает сейчас Петербургу и Ленинградской области, ставших площадками для десятков крупных инвестпроектов.
Городские власти Петербурга продолжают расчищать площадки под новые производства, не задаваясь вопросом, кто там будет работать
И прежде всего речь идет об автопроме. Где в условиях дефицитного рынка труда найдут себе квалифицированных работников GM, Toyota, Hyunday, Suzuki и другие, пока неизвестно. У людей сегодня просто нет приемлемой для сложного производства квалификации.
«Действительно, ситуация на рынке труда Петербурга может быть охарактеризована как довольно сложная, и с нашей точки зрения, в будущем можно ожидать лишь обострения, – считает директор Департамента лизинговых и массовых проектов кадрового агентства AVANTA Personnel Мария Маргулис, – Это связано с активным развитием бизнеса, что само по себе очень хороший признак, но сохраняется неразвитость инфраструктуры».
По ее словам, различные комитеты правительства Петербурга прогнозируют дефицит рабочей силы в расчете нескольких сотен тысяч сотрудников уже в 2009–2010 годах. В городе зафиксирован очень низкий уровень безработицы (порядка 2%), по которому понятно, что спрос на работников значительно превышает их предложение.
«Вопрос подбора квалифицированной рабочей силы стоит очень остро, – подтверждает директор по персоналу Nokian Tyres в России (крупнейшего производителя шин в Западной Европе) Лилия Ясакова. – Речь идет не только о работниках низших звеньев, но и о «белых воротничках» – во всех компаниях есть необходимость в высокопрофессиональных специалистах в области финансов, бухгалтерии, продаж, маркетинга. В иностранных компаниях поиск усложняется необходимостью знания кандидатом английского языка».
«Приход многочисленных инвесторов сформировал очень большой спрос на персонал, – говорит директор по персоналу российского подразделения производителя электроники Elcoteq Наталия Танчук. – И, прежде всего, в производственной сфере: требуются рабочие, кладовщики, водители электропогрузчиков, техники, инженеры. Но вместо того, чтобы идти на производство, молодые люди уходят в сферу услуг».
Мария Маргулис отмечает, что одной из причин дефицита кадров является демографический спад. Эта проблема может быть решена путем завоза на новые производства работников, например, из соседних регионов, где есть депрессивные районы и людям негде устроиться на работу. Например, можно обратиться к Псковской, Новгородской областям.
Гастарбайтеры из стран СНГ отпадают: сложное производство требует высокого уровня подготовки, здесь нужен хороший русский язык и образование, говорят эксперты.
Но встает новая проблема – работникам негде будет жить. Система общежитий, которая функционировала при советской власти, сейчас не работает. По словам специалистов, это едва ли не главная проблема на российском рынке труда.
Nokian Tyres решает жилищную проблему с помощью строительства собственного коттеджного поселка, в котором работники, обязующиеся отработать в компании не менее 7 лет, смогут купить квартиры по льготной цене и по льготной ипотечной ставке (почти вдвое ниже средней по рынку).
Еще одно важное направление преодоления кризиса – долгосрочное развитие среднего профессионального образования. Сейчас между потребностями рынка и уровнем подготовки выпускников ПТУ есть существенный разрыв, который нужно сокращать.
«И последний очень важный вопрос – это престиж рабочих профессий, который за перестроечные времена совершенно упал, – продолжает Мария Маргулис. – Нужно в долгосрочной перспективе предпринимать меры, чтобы его поднять. В представлении школьников рабочий должен стать не человеком сомнительного характера в грязной спецовке у грязного старого станка, а представителем современного чистого и безопасного производства, опрятный и с большими перспективами карьеры».
Городские власти Петербурга продолжают расчищать площадки под все новые крупные производства, а эксперты ломают голову над тем, кто там будет работать.
Центр стратегических разработок «Северо-Запад» предлагают следующее лекарство: нужно создать единую городскую агломерацию Петербурга и Ленобласти. Это будет единый транспортный узел, единый рынок труда и рынок недвижимости.
Будут хорошие дороги и возможность снять или купить себе квартиру там, где ты хочешь работать, – и проблема дефицита кадров уйдет.
Если описанная проблема не будет решена, регион может столкнуться с недоверием иностранных инвесторов. По словам Наталии Танчук, структура рынка труда у нас очень инертна.
Зарплаты постоянно растут, а квалификация людей не повышается. За два года работники крупных компаний, работающих сейчас в Петербурге, догнали по зарплатам Восточную Европу.
«Для работников это может и хорошо, но для развития бизнеса – плохо, – говорит Наталия. – Конкурентные преимущества российской экономики для иностранных инвесторов теряются. Их не зазовешь словами: здесь хоть и большие зарплаты, но очень эффективное производство. Производство не так эффективно, как в Европе, а производительность труда очень низка».