Накануне саммита существовала опасность того, что конструктивный разговор может свестись к критике действий США, которые, собственно, и привели к проблемам.
Нынешние структуры финансовой системы неадекватны, необходимы новые. Придется перестроить все институты финансовой системы
Недаром министр финансов США Генри Полсон сказал в интервью телеканалу CNBC, что Соединенные Штаты «во многом себя унизили как нацию, поскольку многие проблемы начались именно с них».
Поэтому все очень внимательно вслушивались в речи мировых лидеров, самым тщательным образом анализировали их выступления, прежде всего – глав двух гигантов, Китая и России.
Председатель КНР Ху Цзиньтао попытался сделать весьма радикальное предложение – увеличивать число иностранных валют в международных расчетах. Хотя очевидно, что китайский юань далеко не готов сегодня исполнить роль резервной валюты. О чем Ху Цзиньтао, конечно, знает. Так что его высказывание можно было расценить только как элемент сдержанной критики Штатов.
Между тем собрание в Вашингтоне преследовало гораздо более серьезные цели. И Дмитрий Медведев в своей речи фактически дал понять, что сейчас не время искать виноватых, но самое время срочно вырабатывать согласованную позицию и сообща бороться с кризисом, который охватил уже весь мир. Медведев отметил, что первый шаг – и только первый шаг – к «новому Бреттон-Вуду» сделан. Любопытно, что Россия в этом вопросе демонстрирует гораздо большую сдержанность и осторожность, чем Китай, хотя именно Россия уже переходит в торговле с партнерами на рубли.
Газета WSJ отметила эту взвешенность Медведева в своей статье, написав при этом, что «господин Медведев не уступает никаких позиций перед американской стороной». Зато российский президент дает американцам шанс, когда говорит о своих ожиданиях, что избранный президент США Барак Обама улучшит российские отношения, что давние разногласия между США и РФ из-за противоракетной обороны могут быть урегулированы, и выражая надежду, что США присоединятся к поддерживаемой Россией международной конференции по европейской безопасности, которая пройдет в будущем году.
Говоря же о конкретных мерах по преодолению кризиса, Медведев предложил пересмотреть все институты финансовой системы. «Нынешние структуры финансовой системы неадекватны, необходимы новые. Придется перестроить все институты финансовой системы», – сказал Медведев.
Новая структура, по его словам, должна быть «открытая, прозрачная и равномерная, эффективная и легитимная. Баланс должен быть соблюден, должна быть равномерная ответственность, прозрачность, чтобы обеспечить совместимость экономических стратегий».
Кроме того, Медведев предложил подумать над тем, какой уровень регулирования не будет «чрезмерным», а еще – создать комиссию «авторитетных экспертов – финансовых гуру».
В общем, практически все то, о чем говорил президент России, за исключением идеи создания наднациональной комиссии из финансовых гуру, вошло в итоговое коммюнике саммита. Сам Медведев после подписания коммюнике заявил, что поддерживает итоговую декларацию, что «в ней учтено все, что нас сейчас волнует». Кроме того, Дмитрий Медведев отметил, что кризис сейчас продемонстрировал и то, что может стимулировать положительные изменения. А именно положительным моментом считают все без исключения серьезные экономисты и политики мира то, что состоялся саммит «двадцатки», что шел там корректный и конкретный разговор, что мир продемонстрировал способность действовать коллективно, без оглядок на старые разногласия.
Коротко об этом коммюнике можно сказать так: «двадцатка» требует жесткого регулирования при гораздо большей прозрачности. Лидеры стран договорились действовать согласованно, на год заморозить введение любых торговых барьеров и встретиться еще раз не позже апреля 2009 года – уже с новым президентом США.
Важно, что полностью одобрил решения глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан – ведь именно МВФ становится, как и предлагал Медведев, важнейшим инструментом для международных действий против кризиса.
«Наиболее важным принятым решением в эти выходные стало соглашение по плану действий и обязательство всех участников решительно и полностью его выполнять. МВФ окажет решительную поддержку этим усилиям», – говорится в распространенных материалах фонда от имени Стросс-Кана.
Всего итоговое коммюнике содержит шесть пунктов, которые лидеры ведущих мировых экономик договорились реализовать немедленно.
Во-первых, договорились продолжать «самоотверженные попытки и предпринимать любые необходимые меры для стабилизации финансовой системы».
Во-вторых, «признавать необходимость поддержки денежной политики в соответствии с внутриэкономическими условиями каждой страны».
Еще страны обязуются «использовать финансовые механизмы, чтобы стимулировать спрос на внутренних рынках».
Следующий пункт говорит об их обязательствах оказывать поддержку «отстающим и развивающимся экономикам в получении доступа к финансированию в сложившихся тяжелых условиях». Коммюнике призывает Международный валютный фонд (МВФ) действовать с учетом кризисной ситуации. Также – Всемирный банк и «другие банковские структуры по развитию». А страны «двадцатки» обязуются оказывать МВФ, ВБ и другим структурам финансовую поддержку.
Особая роль будет отведена Форуму финансовой стабильности, в который должны войти быстро растущие экономики. Эта структура войдет в состав ключевых мировых финансовых институтов.
Также коммюнике выделяет регулирование рынка деривативов и других ценных бумаг. Предполагается, что нужно повысить прозрачность рынков деривативов и изменить саму сущность этого рынка, в том числе рынка кредитно-дефолтных свопов. Конкретные разработки по этому поводу будут обсуждаться в апреле.