План министра финансов Генри Полсона сначала был изложен на трех страницах через два интервала. За две последние недели он добрал еще 449 страниц убористого текста.
Итого план спасения обойдется минимум в 810–820 млрд долларов, но скорее всего – приблизится к 1 трлн долларов
Но и теперь в нем вряд ли можно найти ответы на вопросы, которые сразу задали авторам конгрессмены: почему 700 млрд; как, под какие гарантии, кто и кому будет деньги распределять; какая в результате будет инфляция и так далее. В пятницу конгрессмены три часа обсуждали предложенный пакет мер, но вразумительных ответов услышано не было.
В общих чертах все понятно. Минфин выпустит госбумаги, увеличив тем самым бюджетный дефицит на 700 млрд долларов. Потом начнет выкупать полумертвые активы – спасать тонущие из-за ипотечного обвала компании. Якобы это надо сделать непременно, чтобы не развалить финансовую систему страны вконец.
Поможет все это или не поможет – тоже неясно. По некоторым подсчетам, по полсоновской логике надо бы вбрасывать на рынки по 250 «ярдов» ежемесячно, чтобы поддерживать эту самую финансовую систему. Впрочем, США столкнулись сами и устроили столкновение всему миру с такой проблемой, суть которой, не говоря уже о методах борьбы с последствиями которой, абсолютно не исследованы. Можно только аккуратно сравнивать масштабы потрясения с 1929 годом.
Но не только страниц прибавилось в плане. И денег он уже требует много больше, чем объявленные поначалу 700 млрд. Чтобы убедить конгрессменов, пришлось согласиться на повышение гарантий по вкладам с 100 до 250 тыс. долларов, а еще предусмотреть налоговые льготы на сумму, предварительно оцениваемую в 110 млрд долларов. Надо учесть, что налоговые льготы только предоставь – очень скоро они начинают превышать предварительные оценки бюджетных потерь. На этот раз все делалось в такой спешке, что принимались все, даже самые экзотические, предложения, включая особый пункт по льготам для производителей стрел для детских луков.
Итого план спасения обойдется минимум в 810–820 млрд долларов, но скорее всего – приблизится к 1 трлн долларов.
Фондовые рынки предвкушали этот финансовый пир уже с утра. Еще не стали известны результаты голосования, но биржевики уже получали сигналы о намерениях конгрессменов, следили за ходом обсуждения. И фондовые рынки начали расти. Индекс ведущих американских компаний Dow Jones вскоре после открытия вырос на 1,6%, а S&P 500 приобрел 2% стоимости.
Кроме того, настроение инвесторов улучшала и информация о том, что за право приобрести крупное банковское подразделение американской группы Wachovia сражаются сразу две компании. Wells Fargo заявила о намерении приобрести ее за 15,1 млрд долларов. А ранее Citigroup предлагала заплатить за его банковское подразделение 2,2 млрд долларов, причем при поддержке американского правительства.
Не повезло азиатским и российским биржевикам, которые отработали до начала дебатов в конгрессе. Азиатские индексы с утра в пятницу пошли вниз, отреагировав на резкое падение показателей на Уолл-стрит. В Гонконге Hang Seng упал на 2,3%, японский Nikkei закрылся на 1,9% ниже показателя на открытие торгов.
Теперь главный вопрос в том, как подействует одобренный план спасения. По этому поводу уже начали поступать комментарии от ведущих аналитиков. Все они сводятся к одному – на какой-то период все рынки могут пойти вверх. Но причины-то кризиса не устранены, поэтому неясно, что ждать через неделю, через месяц, а главное – к весне.
Конгрессмены не зря приняли план в пятницу. Если бы он провалился – было два дня, чтобы игроки могли принять лекарства и успокоиться. А когда принят – президент Буш может успеть его подписать до понедельника, до начала торгов.
В том числе до начала торгов на московских биржах. В понедельник на них ожидается серьезный рост.