Экономика

30 января 2008, 10:02

Россия и Европа делят небо

Фото: ИТАР-ТАСС

В прошлом году рост авиаперевозок в России составил 18%, и специалисты ожидают дальнейшего развития рынка. Отечественные авиаперевозчики начинают заявлять о себе за рубежом, возникает потребность в создании открытого мирового рынка авиационных услуг, который в равной степени устраивал бы как Европу, так и Россию. Но для этого отечественным компаниям предлагается пройти через фильтр стандартов Европейского союза.

По информации генерального директора консалтингового агентства Infomost Бориса Рыбака, в 2007 году российский рынок авиаперевозок вырос по сравнению с 2006-м на 18%. Компании стали выходить за рубеж. На Европу при этом приходится 75% международных перевозок.

Если Европа будет мешать выходу России на мировой рынок, то она еще больше отодвинет процесс взаимной интеграции

«Настало время либерализации доступа российских авиаперевозчиков на международный рынок», – считает Рыбак.

Но это процесс длительный. Главный редактор авиационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что шаги к либерализации даже внутреннего рынка России только начались. Кое-где аэропорты и перевозчики образуют единое юридическое лицо и ставят препоны конкурентам. На качество авиауслуг влияют монополизм поставщиков топлива, кадровый голод, а также ограничения в выборе авиапарка.

Он предлагает до вступления России в ВТО и в последующие 7 лет льготного режима решать эти вопросы с помощью бюджетной поддержки, но не закрываться от западного рынка. Достаточно, по его мнению, снять пошлины на новые зарубежные самолеты и оставить на машины, купленные на вторичном рынке.

Директор авиационной консультационный фирмы Phoenix Prodject Management Питер Смит привел данные, подтверждающие необходимость таких мер.

«В России 236 самолетов иностранного производства и в скором времени будет еще 202, а через 4–5 лет их количество вырастет еще на 200 единиц. 65% пассажиров страны летает на устаревших самолетах, которые используют на 3 тонны топлива в час больше, чем современные модели», – привел он статистику.

Казалось бы, стороны придут к одному знаменателю. Однако российские участники телемоста сделали вывод, что миф, будто инвесторы из России выполняют в ЕС политические, а не коммерческие задачи, очень силен и что Европа этого опасается. Отсюда появляются заградительные меры вроде авиационной стратегии, принятой в 2005 году, на выполнении которой настаивает Евросоюз.

Стратегия предлагает использовать общеевропейское пространство на основе правил ЕС. Это создает предпосылки неравной конкуренции: евростандарты выше международных, и новым компаниям трудно сразу к ним адаптироваться, что выгодно европейскому бизнесу.

«Инициативы ЕС направлены на установление единого для всех стандарта, иначе никакого диалога у нас не будет», – подтвердил Питер Смит.

На это президент Центра российского бизнеса в Европе Василий Медведенко ответил, что Россия преодолеет технологическое отставание в области авиапрома – с зарубежными партнерами или без них.

Олег Пантелеев добавил, что российские перевозчики готовы даже покупать европейские компании, чтобы получить доступ к передовым технологиям и стандартам ведения бизнеса.

«Если же Европа будет мешать выходу России на мировой рынок, то она еще больше отодвинет процесс взаимной интеграции», – сказал он.

Научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ГУ-ВШЭ Дмитрий Суслов заметил, что либерализация хороша между равными партнерами. Но Россия имеет дело с чужой повесткой дня, а Европа преследует личные интересы.

«При переходе на режим открытого неба между Россией и ЕС Европа получает выгодный рынок авиаперевозок и повышает свою конкурентоспособность с США и Юго-Восточной Азией, – отметил Суслов. – Россия сотрудничает с отдельными государствами Европы, но не ЕС в целом. Таким образом, Евросоюз получит российское небо, у России европейского неба не будет».

В целом, как выразился генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, либерализация должна быть постепенной, объективной и не навязанной. Сначала Россия должна навести порядок на рынке внутренних перевозок, затем открывать свое воздушное пространство для зарубежных коллег и выходить на мировой уровень.

На преодоление каждого из этапов может уйти несколько лет. Но за это время Россия станет полноценным участником процессов в мировой гражданской авиации. Отдавать же свое небо по первому требованию она не станет.

Текст: Ольга Лопатникова

Вам может быть интересно

Правительство России ушло в отставку
Темы дня

Инаугурация президента Владимира Путина

Что угрожает российскому зерновому экспорту

Лидирующие позиции России в мировом экспорте зерновых и пшеницы могут пошатнуться из-за снижения урожая в этом году. Урожай оказался под угрозой, с одной стороны, из-за засушливой весны на юге страны, а с другой стороны – из-за снижения расходов крестьян на защиту посевов, на удобрения и другие технологии. Почему крестьяне резко снизили технологичность посевов в этом году?

Путин призвал Запад отказаться от чванства

Си Цзиньпин: Китай не забудет бомбардировку НАТО Белграда

Объявлены сроки испытания боевого ледокола «Иван Папанин»

Новости

Во Владивостоке арестован американский солдат

Американского солдата Гордона Блэка, задержанного во Владивостоке, отправили под стражу по обвинению в краже, сообщила пресс-секретарь Приморского краевого суда Елена Оленева.

Электромотоциклы Aurus Merlon впервые показали на инаугурации Путина

Электрические мотоциклы Aurus Merlon впервые показаны широкой публике на инаугурации президента России. Они использовались в кортеже главы государства.

Миссия Украины в ООН предприняла попытку сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке

Постпредство Украины при ООН в Нью-Йорке и консульство страны в этом городе обращались в местную мэрию с целью сорвать акцию в память о погибших в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.

Захарова высмеяла отказы стран Запада присутствовать на инаугурации Путина

Высокомерные отказы западных представителей присутствовать на церемонии инаугурации российского лидера смешны, заявила спикер МИД Мария Захарова.

Путин вступил в должность президента России

Владимир Путин официально вступил в должность президента России на новый шестилетний срок, объявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

Политолог оценил итоги визита Си Цзиньпина к Макрону

Визит главы КНР Си Цзиньпина в Париж может привести к расширению экономического сотрудничества Китая и Франции. Однако Пекин негативно относится к попыткам партнеров диктовать ему условия, поэтому отрицательно воспринял попытку использовать его для давления на Москву, сказал газете ВЗГЛЯД китаист Алексей Маслов. Ранее Си Цзиньпин и президент Франции Эммануэль Макрон провели переговоры в Париже.

Пашинян объяснил нежелание ехать на парад Победы в Москву

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что не считает необходимым каждый год присутствовать на параде Победы в Москве.

Кедми объяснил цели точечной операции ЦАХАЛ в районе КПП «Рафах»

Для полномасштабной операции израильских войск в Рафахе потребуется мобилизация огромных сил, но на данном этапе это не имеет смысла. Цель ЦАХАЛ – ограничить пути поставок оружия для движения ХАМАС. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал экс-руководитель спецслужбы «Натив» Яков Кедми. Ранее в ЦАХАЛ сообщили о взятии под контроль КПП «Рафах» у границы с Египтом.

На убитом в ЛНР наемнике ВСУ найден шеврон с французским флагом

На одном из тел в захваченном силами Вооруженных сил России опорном пункте под Белогоровкой в ЛНР были обнаружены шевроны, в том числе с изображением флага Франции. Об этом свидетельствует видеозапись осмотра.

Сбежавший в Белоруссию польский судья заявил об искусственной русофобии в Польше

Желающий получить в Белоруссии политическое убежище судья воеводского административного суда Варшавы Томаш Шмидт рассказал, что жители Польши и Украины хотят мира с Россией и Белоруссией.

Песков: Путин может предложить кандидатуру премьера уже во вторник

Можно ожидать, что президент Владимир Путин может внести в Госдуму кандидатуру нового председателя российского правительства уже во вторник, 7 мая, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Немецкая Uniper увидела риск изъятия активов в России

Германский концерн Uniper обеспокоен решением российского суда, которое может позволить «Газпром экспорту» взыскать с Uniper 14,3 млрд евро и изъять его активы в России и за рубежом, говорится в отчете компании.
Мнения

Сергей Худиев: Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но тут нам стоит притормозить и задуматься.

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?