Консорциум, созданный для возведения трубопровода Nabucco, может привлечь еще одного партнера для участия в этом проекте, пишет Reuters.
Казахстан выбрал путь развития сотрудничества с Россией, а без него возможность заполнения газопровода весьма сомнительна
«Акционеры готовы подключить седьмого партнера, если это добавит конкурентоспособности проекту», – цитирует агентство управляющего директора консорциума Рейнхарда Митчека. Топ-менеджер отметил, что критериями отбора кандидатов являются наличие у последних доступа к газовым ресурсам, клиентской базе и наличие финансовых средств.
Господин Митчек расценивает клиентскую базу и финансовый инструментарий консорциума достаточно сильными, но надеется на «немаловажный вклад» в виде сырьевых вливаний.
Управляющий директор консорциума отказался озвучить рассматриваемые кандидатуры.
Напомним, в настоящее время участниками проекта являются пять компаний: турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, австрийская OMV и венгерская MOL. По неофициальным данным, шестым участником проекта станет германский концерн RWE, соглашение с которым должно быть подписано в феврале.
Консорциум реализует проект трубопровода Nabucco, оцениваемого в 7,3 млрд долларов, который пройдет по турецкой территории из Каспийского региона в Австрию.
Рейнхард Митчек призывает европейских оптовых продавцов газа заключать соглашения с поставщиками, если первые надеются получать сырье по Nabucco. «Это покажет нам, сможем ли мы обеспечить безопасность энергетических поставок в Европу в длительной перспективе», – отмечает он.
Митчек заявил, что не считает конкурентом газопровод «Южный поток», который будет доставлять природный газ в Европу из России через Болгарию. «Запасы региона к востоку от Турции достаточны, чтобы поставлять в Европу 60, 80 или даже больше миллиардов кубометров газа, а Европа будет нуждаться в газе», – резюмирует он.
Успехи России в ходе реализации газопровода «Южный поток» заставляют ЕС ускорить процесс строительства Nabucco, считает аналитик Собинбанка Михаил Занозин. «Главные сложности, мешающие реализации проекта, – это отсутствие надежных поставщиков и высокие геополитические риски, присущие Каспийскому региону, – говорит эксперт. – Казахстан выбрал путь развития сотрудничества с Россией, а без него возможность заполнения газопровода весьма сомнительна, так как размеры доказанных запасов Туркменистана неизвестны».
Взрывоопасные отношения США и Ирана, по его мнению, не оставляют шансов для начала поставок иранского газа. «Вероятно, консорциум попробует привлечь Газпром или Казмунайгаз в проект для гарантий его заполнения, – прогнозирует господин Занозин. – Возможно, азербайджанской ГНКАР предложат стать седьмым участником проекта в обмен на поставки газа со второй фазы Шах-Дениза в Nabucco».
Едва ли Газпром войдет в консорциум, считают в ИК «Велес Капитал». «Монополия участвует в конкурентном «Южном потоке», и сама концепция Nabucco предусматривает независимость от России», – продолжает тему аналитик Дмитрий Лютягин.
Седьмым участником консорциума, по его мнению, может стать Казмунайгаз или кто-то из туркменских игроков.
Дмитрий Лютягин считает шансы на реализацию проекта Nabucco вполне реальными, аргументируя свой вывод ростом потребности Европы в газе в ближайшие 5–7 лет и относительно невысокими затратами на строительство трубопровода.
«Так, на текущей момент потребность Европы в газе оценивается в 540 млрд кубометров, собственное производство европейских стран составляет 43%, – напоминает он. – К 2015 году потребность вырастет до 700 млрд кубометров, а собственное производство составит всего 25%, тем самым еще 525 млрд Европе придется закупать».
Основным поставщиком в данном случае будут Россия и страны Средней Азии. «В этой связи строительство разветвленной инфраструктуры является оправданным шагом, – констатирует он. – Инфраструктура в любом случае будет развиваться от центров сосредоточения запасов, в нашем случае это Россия, Туркмения, Узбекистан, Казахстан, возможно, Ирак и Иран».
На центральных и северных рубежах инфраструктура уже развита или развивается, в том числе за счет Nord Stream, а на южных остаются возможности, которые и будут закрыты после реализации «Южного потока» и Nabucco.