Директор-распорядитель Международного валютного фонда Родриго де Рато уверен, что мировой кризис ликвидности будет преодолен в течение нескольких недель. Но последствия будут ощущаться дольше – до 2008 года. По его словам, они будут заметны в основном по темпам роста экономики.
Внутренние рынки будут в большей степени отражать изменения в стране, снизится зависимость от международных площадок
Родриго де Рато рассказал, что потери финансовых рынков еще не оценены полностью и для этого понадобится время. Но уже понятно, что межбанковские кредитные ставки возвращаются к нормальному, докризисному уровню, а напряжение на рынках снижается.
Для России кризис ликвидности в США выражается в увеличении стоимости заемных ресурсов. Но на экономику страны в целом это будет иметь «ограниченное влияние».
«Несмотря на серьезность влияния этого кризиса на мировую экономику, влияние на Россию будет скромным», – подчеркнул господин де Рато.
Он отметил, что сейчас мировые финансовые организации, крупнейшие финансовые институты и компании работают с положительным балансом и сумеют противостоять влиянию кризиса. Кроме того, экономика развивающихся стран, в частности России, стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, латиноамериканских стран, имеет устойчивую тенденцию роста. Это в свою очередь позволит «относительно безболезненно справиться с последствиями кризиса».
Кроме того, глава МВФ назвал положительными перемены в российском правительстве. Родриго де Рато сказал, что ему нравится решение Владимира Путина по новому составу, в частности сохранение поста главы Минфина за Алексеем Кудриным и повышение его статуса до вице-премьера.
От кризиса ликвидности, по словам Родриго де Рато, больше всего пострадают США, его последствия проявятся полностью в 2008 году. «Вероятно, условия кредитования не вернутся на те исключительно льготные уровни, которые были до кризиса», – полагает Родриго де Рато.
О том, что мировой кризис ликвидности не будет иметь катастрофических последствий для России, ранее говорили эксперты рейтингового агентства Standard & Poor’s. Это объясняется тем, что потребности страны во внешних заимствованиях не настолько велики, чтобы поставить под угрозу экономическую систему. По расчетам агентства, среди 15 государств Европы, Ближнего Востока и Африки, которые S & P относит к группе «развивающиеся рынки», Россия в наименьшей степени подвержена кризису.
В подтверждение агентство опубликовало индекс подверженности риску при кризисе ликвидности – Liquidity Vulnerability Index. Эксперты оценили реакцию на глобальные проблемы с ликвидностью экономик 15 государств: Латвии, Исландии, Болгарии, Турции, Румынии, Литвы, Ливана, Словакии, Польши, Венгрии, ЮАР, Чехии, Украины, Египта и России.
Выяснилось, что Латвия, Исландия, Болгария, Турция и Румыния входят в группу наиболее уязвимых стран. А России, Египту, Украине и Чехии кризис ликвидности угрожает меньше.
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик считает, что облегчение с точки зрения ликвидности наступит в ближайшее время.
«Это произойдет в ноябре – декабре вместе с ростом бюджетных расходов и в течение последующих нескольких месяцев будет способствовать смягчению давления недостатка ликвидности», – полагает экономист. Возможно также, что этот эффект сохранится в первом квартале 2008 года.
По словам Ярослава Лисоволика, кризис может иметь положительные последствия для российского рынка. «Будет расти ликвидность, и внутренние рынки начнут в большей степени отражать изменения в стране, снизится зависимость от международных площадок, – говорит он. – Расширятся возможности отечественных инвесторов».
Но такой эффект будет краткосрочным. «Понадобятся дополнительные меры, в том числе в области банковского регулирования», – отмечает Ярослав Лисоволик.
В Московском банке реконструкции и развития считают, что кризиса как такового нет. «Это адаптация к изменяющимся условиям», – подчеркнул представитель банка.