Неэффективные целевые программы будут останавливать. На заседании правительства в четверг министры обсудили ход реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.
Давайте по итогам полугодия рассмотрим и, возможно, что-то подкорректируем, я этого совершенно не исключаю
Премьер-министр Михаил Фрадков был очень недоволен. «К сожалению, не все обстоит благополучно. Работа идет ни шатко ни валко, по ряду программ работа не начата, хотя мероприятия ФЦП были профинансированы», – открыл заседание глава правительства.
Михаил Фрадков рассказал, что в этом году запланированы действия по 46 программам, но работа идет лишь по 28, а 18 остались нетронутыми, хотя необходимые средства для их реализации были выделены.
В первом квартале на расходы по ФЦП было выделено 33,57 млрд рублей, это 6,58% годового объема финансирования. Полученная сумма ниже, чем та, что была выделена за тот же период 2006 года. Кроме того, за этот период более чем в 2 раза сократился объем государственных капитальных вложений.
Но Михаил Фрадков расстроился. «Нам бы очень хотелось выявить истинные причины того, что происходит. Если раньше нам не хватало денег, то сегодня не хватает умения и организованности», – заявил председатель правительства.
Министерство экономического развития и торговли предложило свою помощь. Замглавы ведомства Андрей Белоусов заявил о желании разработать механизм, в соответствии с которым неэффективно реализующиеся ФЦП будут приостановлены.
Представитель МЭРТ аргументировал свое предложение статистикой. В период с января по март началась реализация 45 ФЦП из 46. За первый квартал запланированные показатели были достигнуты по 21 программе, по 14 достигнуты не все, по трем – вообще ни один и по 10 ФЦП не были предоставлены данные в министерство.
Генеральный директор Экономической экспертной группы Александр Андряков считает, что такой механизм был бы очень полезен. «Если программа тормозит, с ней нужно что-то делать», – говорит он.
«Программа могла потерять актуальность, могли измениться приоритеты. Кроме того, когда деньги на программы выделяются ежегодно, суммы не всегда поступают по графику», – объяснил Александр Андряков.
Эксперт назвал такой механизм разумным, но подчеркнул, что его разработкой необходимо «заниматься вплотную». «Это нелегко. В проекты уже вложены деньги, из них нужно будет как-то выходить», – отметил господин Андряков.
Михаил Фрадков не спешил принимать кардинальное решение. «Давайте по итогам полугодия рассмотрим и, возможно, что-то подкорректируем. Я этого совершенно не исключаю. Иначе мы так и останемся в стадии теоретической эйфории», – заявил премьер-министр.
Если итоги за полугодие окажутся неудовлетворительными, правительство может внести изменения в механизмы финансирования и контроля реализации ФЦП.
«Более предметно, более детально, организованнее эту работу выполнять», – высказал пожелание Михаил Фрадков.
Недовольство чиновников ходом реализации ФЦП возникает не впервые. Вице-премьер Александр Жуков уже подозревал, что проблемы с ФЦП в первом квартале были связаны с бюрократией, которая мешает движению средств для финансирования ФЦП. Он предлагал предоставить госзаказчикам ФЦП больше свободы на стадии подготовки программ, но потом строже спрашивать на стадии реализации.
По словам заместителя генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрия Симачева, в том, что в первом квартале реализация ФЦП фактически провалилась, нет ничего удивительного.
«Хорошо, что средства на реализацию ФЦП выделяются практически вовремя. Но нужно сопровождение – различные документы, формирование рабочих групп и лотов в рамках программ, – говорит Юрий Симачев. – Допустим, это можно сделать раньше, до того, как пришли деньги. Но, когда средства уже перечислены, появляются другие трудности».
В соответствии с законом о госзакупках есть определенный срок, в течение которого ожидаются предложения; после того как они получены, проведен конкурс, необходимо оформить все документально. «И только после этого можно начинать работу», – заключил господин Симачев.
«Премьер-министр знает, что сформировать эффективную инфраструктуру, которая позволит быстро принимать решения по программе, непросто. Но его претензии справедливы, а задержки, о которых он говорит, субъективны и объяснимы», – резюмировал эксперт.