ФГУП «Рособоронэкспорт» готово продать блокпакет акций ОАО «АвтоВАЗ» иностранному стратегическому инвестору, заявил на слушаниях в Общественной палате руководитель предприятия Сергей Чемезов. Среди возможных претендентов на ценные бумаги завода топ-менеджер назвал компанию Porsche и итальянский концерн Fiat.
Мы не отрицаем коммуникаций с компанией АвтоВАЗ, но говорить о каких-либо договоренностях с нашей стороны неправомочно
Господин Чемезов напомнил, что 75% акций АвтоВАЗа контролирует менеджмент Рособоронэкспорта. «Мы готовы продать блокпакет, но контрольный пакет должен остаться за государством», – подчеркнул топ-менеджер.
Окончательный вариант программы стратегического развития АвтоВАЗа будет принят до конца года. «Главное, чтобы наш партнер дал возможность развиваться заводу», – отметил господин Чемезов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в последнее время Рособоронэкспорт занят ликвидацией перекрестной системы собственности на АвтоВАЗе. Отказ от закольцованной структуры поднимет капитализацию завода. Сейчас аналитики оценивают 25% акций АвтоВАЗа в пределах 300–750 млн долларов.
Заявление главы Рособоронэкспорта аналитики автопрома встретили с улыбкой. «Это не первое подобное заявление Сергея Чемезова, – рассказывает эксперт Financial Bridge Ольга Шкред. – Раньше он прочил в партнеры АвтоВАЗу компанию Renault, но это ни к чему не привело». По словам специалиста, кооперации отечественного и зарубежного автопрома не получилось, из-за того что государство вообще раздумало продавать 25% предприятия. «Западные производители не хотят вливать деньги и, главное, делиться технологиями с АвтоВАЗом, не располагая хотя бы блокпакетом», – уверена госпожа Шкред.
Альянс между Porsche и отечественным заводом невозможен из-за огромной разницы в их продукции, считает аналитик: «Автолинейки этих компаний совсем не близки друг другу. Речь же не идет о том, чтобы производить иномарки в России; на АвтоВАЗе хотят делать российскую модель, используя западные технологии». Госпожа Шкред уверена, что немецкой компании выгоднее открыть в России свой завод или сотрудничать со своим акционером в лице Volkswagen для производства своих моделей.
«Для полного модельного ряда Porsche только АвтоВАЗа не хватает, – шутит аналитик ФК «Уралсиб» Кирилл Чуйко. – Если есть какие-то совершенно несопоставимые вещи, так это АвтоВАЗ и Porsche». Эксперт объясняет заявление Сергея Чемезова стремлением топ-менеджера показать, что «диалог ведется со всеми». «АвтоВАЗу нужен партнер, знающий как создавать и производить недорогие машины, – поясняет господин Чуйко. – Такой как Magna, Renault или Chevrolet».
Такие партнеры могут предоставить новые технологии, знания и опыт в обмен на доступ к масштабной дистрибьюторской сети АвтоВАЗа и его большим производственным мощностям, говорит аналитик.
Возможность слияния немецкой компании и отечественного завода, по его мнению, может стать «шуткой века». Стоимость блокпакета АвтоВАЗа после отмены перекрестного владения акциями господин Чуйко оценивает в 300–400 млн долларов.
Пресс-секретарь АвтоВАЗа Иван Скрыльник заявил, что ему «нечего прибавить к словам Сергея Чемезова».
Представители Porsche не раскрывают детали переговоров с Рособоронэкспортом. «Мы не отрицаем коммуникаций с компанией АвтоВАЗ, но говорить о каких-либо договоренностях с нашей стороны неправомочно», – заявила директор по маркетингу и PR компании Porsche Russland Оксана Хартонюк.