Уклонисту нужно посчитать, сколько он получил и не задекларировал, прийти в банк и заплатить от них 13% – обычный декларационный платеж по НДФЛ. Если впоследствии у государства возникнут претензии к уклонисту по поводу ранее не задекларированных доходов, то он может показать справку из банка, где указан факт платежа по этим доходам.
Существует версия, что амнистия проводится в интересах чиновников, чтобы они смогли легализовать свои доходы
Эта «отпускная грамота», по идее Минфина, исключает возможность преследования, если, конечно, сумма претензий меньше уплаченной суммы.
Закон не распространяется на лиц, в отношении которых вынесен приговор за уклонение от уплаты налогов и при этом судимость по данной статье не снята и не погашена. Но те, кто находится под следствием или в отношении которых только начаты проверки, могут воспользоваться амнистией.
Амнистия объявлена для тех людей, уровень жизни которых не соответствует цифрам, указанным в декларации о доходах. Смысл налоговой амнистии заключается в том, что, заплатив 13% с теневых денег, уклонисты гарантируют себе отсутствие проблем во взаимоотношениях с правоохранительными органами.
Впрочем, в российском законодательстве нет норм, предусматривающих государственный контроль за расходами и доходами граждан, замечает руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. Предъявить претензии человеку, подавшему в ФНС декларацию на несколько тысяч рублей и купившему квартиру в историческом центре Москвы, налоговики не имеют права. Такие несоответствия позволяют налоговым органам только взять человека на заметку. Потом начинается его разработка обходными путями. На уклониста могут выйти другие правоохранительные органы, не связанные рамками Налогового кодекса. Поэтому тратить теневые капиталы все же опасно. Минфин надеется, что физические лица и индивидуальные предприниматели предпочтут спокойную жизнь и вернут недоплаченные налоги в бюджет.
По оценкам экспертов, казна может рассчитывать на возврат 8 млрд долларов. В Минфине от прогнозов пока воздерживаются. «Не предполагается, что будут получены существенные доходы, будут получены – хорошо, не будут – ничего страшного, – признается заместитель министра финансов Сергей Шаталов. – Главное – это укрепление доверия между государством и налогоплательщиком».
«Существует версия, что амнистия проводится в интересах чиновников, чтобы они смогли легализовать свои доходы, – рассуждает Эдуард Кучеров. – Но мне она кажется нелогичной. Легализовав большие суммы, госслужащие фактически признаются в том, что брали взятки».
Мартовская амнистия – третья по счету. Первая, объявленная в 1993 году, провалилась, так как длилась всего месяц (1–30 ноября), вторая, объявленная накануне президентских выборов 1996 года, так и не состоялась.
По мнению руководителя аналитической группы компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадима Зарипова, новая амнистия во многом не доработана. «Неясны многие формулировки. Будем надеяться, что правительство внесет уточнения», – сетует юрист.
В частности, эксперт указывает на то, что в соответствии с законом человек, внесший платеж, считается уплатившим налог, но не «своевременно» уплатившим. То есть налоговики могут оштрафовать уплатившего гражданина за несвоевременную уплату. В любом случае, эксперт советует не торопиться «бежать и платить».
У юристов есть подозрения, что налоговики воспользуются платежами во время амнистии, чтобы потом предъявить претензии. Но в соответствии с законом данные из расчетного документа не могут считаться доказательством обвинения по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Сведения об уплате декларационного платежа могут быть истребованы только самим гражданином, либо по запросу правоохранительных органов для проверки подлинности расчетного документа.
Сергей Пепеляев из компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» считает, что опасности преследования со стороны налоговиков подвергаются люди, сдающие квартиры. «Проверить их налоговикам ничего не стоит – запросить информацию у компании, по какому адресу проживают ее работники-иностранцы», – констатирует юрист.
Но уголовного преследования стоит опасаться только тем, кто сдает квартиру более чем за 800 долларов в месяц. Уголовная ответственность для физического лица наступает в случае уклонения от уплаты подоходного налога на сумму более 100 тыс. рублей за три года. То есть сумма полученных за этот срок доходов должна быть не ниже 770 тыс. рублей.