Инвестиционный банк Merrill Lynch приобрел миноритарный пакет акций датской группы Russian Carbon Fund. Сумма сделки составила порядка 200 млн долларов. Датская компания собирается работать на рынке квот на выбросы углекислого газа в России и реализует проекты экологически чистого производства электроэнергии.
RCF заинтересован в улучшении экологической ситуации в России из чисто меркантильных соображений
Покупка позволит американскому инвестиционному банку закрепиться на российском рынке квот на выбросы парниковых газов. Первой компанией, официально объявившей о выходе на этот рынок, стало СП Газпромбанка и Dresdner Bank.
Как говорится в сообщении Merrill Lynch, в рамках сделки инвестиционный банк организовал рефинансирование долга компании, а также заключил форвардный контракт на покупку квот на выбросы углекислого газа.
Согласно данным RCF, его портфель содержит 82 проекта, реализация которых позволит сократить объем выбросов на 140 млн тонн эквивалента углекислого газа с 2008–2012 годов. RCF реализует проекты по сокращению выбросов парниковых газов с российскими нефтяными компаниями, металлургическими предприятиями, в химической промышленности и коммунальном секторе. Средства, полученные от сделки с Merrill Lynch, фонд собирается использовать для продвижения проектов по сокращению выбросов парниковых газов.
RCF заинтересован в улучшении экологической ситуации в России из чисто меркантильных соображений. Сокращение выбросов дает компании возможность продать освободившиеся квоты на открытом рынке. Сейчас рынок торговли квотами на выбросы в России пока не работает – нет законодательной базы. Но RCF намерен получить за счет продажи квот более 2 млрд евро в течение четырех лет после 2008 года.
Рынок квот на выброс парниковых газов в последнее время привлекает западных спекулянтов. Страны, загрязняющие сейчас окружающую среду меньше, чем в 1990 году, имеют право продавать свои квоты на выбросы вредных веществ другим, менее благополучным в экологическом отношении государствам. Проекты сокращения выбросов парниковых газов стали выгодным бизнесом. Перепродажа квот окупает расходы на программы модернизации морально устаревших производств. Эксперты оценивают рынок квот в 15 млрд евро.
Страны могут торговать квотами на выбросы парниковых газов в соответствии с Киотским протоколом, который стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования. Механизм протокола позволяет промышленно развитым странам, взявшим на себя обязательства по сокращению выбросов за 2008–2012 годы, выполнить их за счет финансирования ограничения выбросов в других государствах.
Киотский протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года. Протокол был принят в Киото 11 декабря 1997 года и подписан Россией в Нью-Йорке 11 марта 1999 года. Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» был принят Госдумой 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года.
Страны, ратифицировавшие протокол, определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 до 31 декабря 2012 года. Цель ограничений – снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов шести типов газов (CO2, CH4, HFCs, PFCs, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны.
Покупка миноритарной доли в RCF позволит Merrill Lynch выйти на российский рынок квот на выбросы парниковых газов и закрепиться на нем, участвуя в проектах совместно с российскими компаниями.
«Этот альянс укрепляет позиции Merrill Lynch. Инвестиции в компании, работающие на растущем международном рынке торгов квотами выбросов парниковых газов, – это важное дополнение к нашей работе», – говорит руководитель подразделения по работе на сырьевых рынках Merrill Lynch Дэвид Соботка.