Во вторник Федеральная служба по тарифам (ФСТ) объявила об увеличении цен на газ в России. «Для российских потребителей цена вырастет на 25%», – заявили газете ВЗГЛЯД в ведомстве.
Если Газпром поднимает цены для того, чтобы скупать активы, то непонятно, почему это должны оплачивать российские потребители
Предложение о подобном увеличении оптовых цен с января будущего года правительство выдвинуло около года назад, но ФСТ неоднократно откладывала это решение.
По информации, размещенной на сайте ведомства, цены на газ для промышленных потребителей достигнут уровня 1,69 тыс. рублей (69 долларов) за тысячу кубометров, для населения – 1,29 тыс. рублей (53 доллара) за такой же объем.
Представители власти несколько раз озвучивали обещание либерализировать рынок газа и энергии в России к 2011 году и отказаться от ценового регулирования со стороны государства. Чиновники прогнозируют, что цена на газ может вырасти до 100 долларов за тысячу кубометров.
Кроме того, ведомство увеличивает тариф на прокачку газа по системе Газпрома для независимых производителей на 19%.
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров считает, что решение ФСТ об увеличении тарифов является техническим и учтено как рынком, так и экономикой в целом.
«В текущем году рост составил 15%, в 2009-м и 2010-м будет равен 26% из того расчета, чтобы выровнять рентабельность продаж на российском и европейском рынках, – напоминает эксперт. – Данная мера является необходимой, и говорилось о ней уже давно».
«Рост цен направлен на достижение равной доходности в поставках газа на внутренний и внешний рынки, – соглашается президент НП «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса» Виктор Баранов. – В итоге цена на газ будет формироваться следующим образом: средняя цена на газ на рынках Западной Европы минус расходы на транспортировку и таможенные сборы».
Рассчитывать цены для российских потребителей, опираясь на уровень среднеевропейских, неверно, уверен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Чем выше цена в Европе, тем хуже российским потребителям, – рассуждает эксперт. – Понятны интересы правительства и Газпрома продать газ подороже в Европу, но какое к этому отношение имеют потребители в России?»
Аналитик считает, что на европейскую цену не надо ориентироваться ни в коем случае. «У российской стороны есть рычаги давления на этот сегмент ценообразования, – отмечает он. – Угроза перекрыть подачу газа от Газпрома инициирует всплеск цен на нефтепродукты в Европе, а в конечном счете и на российский газ, поскольку цена нефтяной корзины заложена в формуле определения его стоимости».
Обоснованным считает рост цен и Дмитрий Александров. «Газпром несет очень существенные расходы, связанные с поддержанием транспортной инфраструктуры, в частности магистральных газопроводов, – уверен он. – Растет себестоимость добычи и доставки газа, поскольку ввиду истощения старых участков недр компании вынуждены вводить новые, более труднодоступные и менее рентабельные месторождения».
Есть постановление, согласно которому прибыльность определяется необходимыми капиталовложениями в основной бизнес, продолжает тему Михаил Корчемкин.
«То есть цены внутри страны должны расти настолько, чтобы с учетом прибыли от экспорта и фиксированной прибыли у Газпрома было достаточно средств для инвестпрограммы по основной своей деятельности, связанной с газом, – рассказывает он. – Если же Газпром поднимает цены для того, чтобы скупать активы по всему миру, то непонятно, почему это должны оплачивать российские потребители».