На заседании в четверг правительство одобрило представленную Минпромэнерго федеральную целевую программу развития гражданской морской техники на 2009–2016 годы.
Очевидно, что процесс реформирования отрасли затянулся
Ее стоимость оценивается в 5,6 млрд долларов. Премьер-министр Виктор Зубков призвал активизироваться в работе над возрождением отечественного судостроения.
«Сегодня российское судостроение переживает не лучшие времена, имеющиеся у нас производственные мощности остро нуждаются в модернизации, накопленный научно-технический потенциал, новые проекты практического применения не находят», – заявил в четверг Зубков.
Премьер выразил недовольство темпами развития отрасли. «Очевидно, что процесс реформирования отрасли затянулся», – сказал Зубков.
Напомним, Федеральное агентство по промышленности (Роспром) подготовило стратегию развития судостроительной промышленности до 2020 года еще в прошлом году. В ее рамках создается Объединенная судостроительная корпорация. Роспром рассчитывает, что производство судов вырастет более чем в 2,2 раза к 2015 году.
Стратегическим направлением в судостроении станет производство техники для освоения морского шельфа. Как сообщил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, Россия планирует вложить 15–20 млрд долларов до 2015 года в строительство 30–35 буровых платформ для освоения шельфа, а также газовозов ледового класса.
«Сложная, высокотехнологичная морская техника, рассчитанная в первую очередь на потребности внутреннего рынка, связанные с освоением сложных шельфовых месторождений со сложными климатическими условиями и ледовой обстановкой, – это та ниша, которую мы должны занять», – цитирует министра ИТАР-ТАСС.
По его словам, развитие этого направления напрямую связано с безопасностью России. Правительство хочет избежать использования иностранной техники для освоения шельфовых месторождений, полностью отдав этот сектор отечественным производителям.
Ранее новый глава Роспрома Андрей Дутов рассказывал, что иностранные компании активно предлагают сотрудничество в производстве такой техники, поскольку Россия с ее шельфами является очень привлекательным потенциальным заказчиком. Прирост рынка возможен только за счет России. Но собственной техники для освоения морского шельфа у страны нет.
«У России уникальная ситуация. Нам нужны платформы, которые, с одной стороны, будут плавать как поплавок при 7–10-балльном шторме, а с другой – быть достаточно устойчивой, чтобы выдерживать трехметровый карстовый лед», – рассказал Андрей Дутов.
В сентябре заместитель министра природных ресурсов Алексей Варламов заявил, что Арктический и Дальневосточный континентальный шельфы России – основной резерв нефтегазодобывающей промышленности страны. При этом, по данным МПР, большая часть запасов углеводородного сырья сосредоточена на Арктическом шельфе.
По данным завотделом геолого-экономической оценки ресурсов нефти и газа Всероссийского научно-исследовательского геологоразведочного института Валентина Назарова, суммарные геологические ресурсы Арктического шельфа России составляют 115 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. Из них технически извлекаемых 10 млрд тонн, газа – 75 трлн кубометров.
По его словам, у российских компаний фактически нет технологий для освоения запасов Арктического шельфа.
«В Северном море давно работают норвежцы, но им проще – за счет того, что в том секторе льды плавающие», – рассказывает эксперт.
В российских водах, по словам Валентина Назарова, ледовый покров более статичен, это создает дополнительные трудности для разработки месторождения.
«Можно, конечно, привлечь подводные технологии, с которыми работают норвежцы, – говорит завотделом. – Но у России должны быть еще и подледные технологии».
Такое оборудование по сложности изготовления сопоставимо с космическими технологиями. «Таких устройств нет ни у кого в мире, – уверен Валентин Назаров. – Даже на стадии предпроектного решения ничего такого нет, все находится на уровне научных концепций».