Депутаты уверяют, что законопроект № 472992-4 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» исключит повторное использования акцизной марки и тем самым уменьшит количество нелегального алкоголя.
Однозначно, введение новых акцизных марок приведет к повышению стоимости алкогольной продукции на 10-20%
Сейчас акцизная марка наносится на боковую часть бутылки. Пустые бутылки повторно используются в нелегальном секторе, даже появились пункты по приему пустой тары с сохраненной маркой.
«Марка по-прежнему будет одна, но состоять она будет из двух частей: пломбы, обеспечивающей возможность визуального определения факта вскрытия бутылки, и носителя информации, которым, по сути, и является используемая в настоящее время федеральная специальная или акцизная марка», – поясняет глава Комитета по экономической политике Евгений Федоров.
Также депутаты констатировали, что «контролирующие органы пока не способны обеспечить 100%-ный контроль за реализуемой алкогольной продукцией», ЕГАИС до сих пор не работает в автоматическом режиме. Таким образом, правительство намерено бороться с нелегальным алкоголем с помощью новых марок.
«Однозначно, введение новых акцизных марок приведет к повышению стоимости алкогольной продукции на 10–20%, – говорит PR-директор ЗАО «Группа компаний «Русский алкоголь» Александр Коровка. – Надеемся, что все же депутаты откажутся от данной неоднозначной меры, поскольку это несущественный способ защиты стеклянной тары от вторичного использования».
«Идея защиты потребителя от нелегальной продукции важна, однако данная мера не принесет тех дивидендов, на которые рассчитывает государство, и лишь создаст дополнительные проблемы производителям, – уверен представитель «Русского алкоголя». – Существует ряд других способов борьбы с нелегальным алкоголем, в том числе снижение акцизов. Тем не менее государство с января в очередной раз повышает акцизы более чем на 10 рублей».
По словам независимого эксперта алкогольного рынка Виктора Хмельницкого, федеральные и акцизные марки в государстве меняют в среднем каждые два года, но никогда этот процесс не проходил спокойно, организованно и без серьезных потерь для алкогольного рынка, в то же время никогда не приводил к снижению нелегальной продукции на алкогольном рынке (ее доля остается прежней – на уровне 40%, или 1,5 млрд бутылок водки, вина и коньяка, ежегодно).
«Причина сегодняшнего спешного принятия решения вполне понятна – необходимо дать почувствовать потребителю, что о нем проявляют заботу, то есть исключают с 2009 года возможность повторного использования бутылки, – говорит эксперт. – На самом деле в России не так много уж и продают продукции из оборотной тары – это доли процента. Сегодня гораздо выгоднее выпускать нелегальный продукт, покупая нелегальную же марку по 3–5 рублей».
«Это абсолютно популистское решение, которое отвлекает рынок, несомненно, это приведет к подорожанию водки», – добавляет директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз.
По словам представителя СУАР, российский водочный рынок находится в тупике уже лет десять. Развитие рынка может происходить или на внутреннем рынке, или на внешнем, тем более что резервы есть. На внешнем рынке сейчас развиваться проблематично из-за недостатка наших маркетинговых бюджетов, а на внутреннем страдаем от нелегальных производителей и суррогата.
Каждое повышение цен на легальном рынке сокращает возможности легальных производителей на внутреннем рынке, соответственно, не может ни физически расти, ни заместить нелегальную продукцию. Сейчас алкогольный рынок полностью разбалансирован.
Перспективы же в отношении системы ЕГАИС, на которую правительство возлагает надежды, далеко не радужные. Летом 2006 года ЕГАИС была запущена, но работала со сбоями. Автоматический запуск ЕГАИС был отложен на 1 ноября 2007 года, а затем на 1 июня 2008 года, и когда она в действительности заработает – неясно.
«ЕГАИС, по сути, никому уже не нужна, система не работает и функций своих не решает, скорее служит хорошей ширмой для оправдания», – отмечает Вадим Дробиз. Из ЕГАИС уже исключили оптовый сегмент и производителей вина, розницу никогда не подключить к ЕГАИС – это невозможно технически.
Таким образом, в ЕГАИС остаются только производители крепкого алкоголя. «Алкогольный рынок уже заплатил за «опытную эксплуатацию ЕГАИС» около 300 млн долларов. Неясно, кому она нужна в таком виде, при этом никто не хочет задуматься, как системе развиваться дальше», – заключил эксперт.
Планируется, что новый порядок маркировки вступит в силу с 1 января 2009 года.