«Мы считаем, что этот рынок должен быть гораздо более гибким, чтобы каждая компания нашла свою нишу», – заявил глава ФАС Игорь Артемьев на пресс-конференции в среду.
ФАС предлагает зафиксировать нижнюю ставку тарифа и установить ценовой коридор по ОСАГО.
В Европе, где подобная практика была внедрена еще в середине 90-х годов, часть компаний не справилась с нововведением и ушла с рынка
«Я думаю, что к середине 2007 года это можно осуществить», – уверен Артемьев. Глава ФАС подчеркнул, что сначала свои заключения должны представить Росстрахнадзор и Минфин, а процедура согласования документов в правительстве занимает достаточно много времени.
Сейчас тарифы по ОСАГО фиксированные. Они определены постановлением правительства, вступившим в силу с 1 января 2006 года. Согласно документу базовый страховой тариф для легковых автомобилей юридических лиц определен в 2375 рублей, для легковых автомобилей физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица – 1980 рублей, для легковых автомобилей, используемых в качестве такси, – 2965 рублей.
«ФАС предлагает один из элементов либерализации рынка – введение свободных тарифов», – сказал газете ВЗГЛЯД начальник отдела методологии Российского союза автостраховщиков Владимир Козлов.
В Европе, где подобная практика была внедрена еще в середине 90-х годов, часть компаний не справилась с нововведением и ушла с рынка. «Это притом что в Европе история рынка ОСАГО насчитывает десятки лет, – подчеркнул Владимир Козлов. – Компании начинали демпинговать цены, чтобы привлечь больше клиентов, а потом не справлялись со своими обязательствами».
По его мнению, в России последствия скорой либерализации могут быть более серьезными.
«С этой мерой не надо спешить, нужно, чтобы рынок стабилизировался. В России только в прошлом году было отозвано 9 лицензий по ОСАГО, в 2006 году уже три, – опасается Владимир Козлов. – Надо подождать, когда с рынка уйдут все потенциально неплатежеспособные компании».
Для становления отдельного вида страхования необходимо пять лет. За этот период может уже появиться статистика. «А в России ОСАГО существует всего три года, – объяснил представитель Российского союза автостраховщиков. – Нужно подождать 5–8 лет: если коридор будет установлен сейчас, могут возникнуть дополнительные проблемы».
В частности, недобросовестные компании будут предлагать низкие, демпинговые ставки для привлечения клиентов, а потом банкротиться, и их обязательства перед клиентами будут брать на себя добросовестные участники рынка. «Чтобы избежать этого, уже создан специальный фонд, из которого банкротам выплатили 170 млн. рублей», – отмечает Козлов.
Кроме того, в России отсутствует институт аттестованных актуариев – специалистов страховых компаний, которые отвечают за расчет адекватных страховых тарифов. Это в свою очередь может привести к расчету неверных страховых тарифов, что также может сказаться на устойчивости страховщика.
«Во всем мире ОСАГО не тот сегмент, где получают большие прибыли. В России максимальная ставка прибыли от этой деятельности составляет 5%», – подчеркнул Владимир Козлов.
«ОСАГО скорее социально значимый вид страхования, и надо комплексно и всесторонне анализировать предложения по либерализации страховых тарифов», – считает он.
Начальник отдела автогражданской ответственности компании «Столичное страховое общество» Ольга Зоткина согласна с тем, что введение коридора тарифов на ОСАГО вызовет хаос на рынке. «Сейчас тарифы варьируется в зависимости от региона и мощности двигателя. Если будет введен коридор, это вызовет много вопросов и не будет способствовать популяризации ОСАГО», – считает Зоткина.