- Олег Львович, повреждения трубопровода «Дружба» действительно требуют приостановки поставок нефти?
- На 70-километровом участке Унеча – Полоцк сейчас стоит более 500 муфт. Муфты – это, по сути дела, заплаты. Система диагностики уже прогнозирует большое количество аварийных участков.
Многие компании – отечественные и иностранные – считают, что природе все равно, а с чиновниками мы договоримся. Это ошибка
- Насколько затянется ремонт трубы?
- С таким количеством заплаток старую трубу надо просто менять. Я слышал от представителей Транснефти, что на замену аварийного участка им потребуется 9 месяцев. Не меньше.
- В Литве говорят, что срочность ремонта трубы именно сейчас, после того как НПЗ Mazeikiu Nafta купила польская компания PKN Orlen, объясняется политическими причинами.
- Сразу после того, как были выявлены неисправности на участке Унеча – Полоцк, фактически то же самое произошло на нефтепроводе корпорации British Petroleum на Аляске. Абсолютно то же самое.
Я не понимаю, почему в случае на Аляске никто не ищет политической подоплеки. На Унече стоит современная насосная станция, которую недавно ввели в эксплуатацию. А после этой мощной насосной станции - старая дырявая труба. Какими должны быть наши действия?
- Теперь Литва собирается закрыть на ремонт обветшавшую железную дорогу и отрезать Калининград. Они тоже говорят, что это не политическое решение.
- Про железную дорогу я ничего пока не знаю. Но в случае с трубопроводом «Дружба» действительно уместна аналогия с происшествием на Аляске. Комплексной проблемы в трубопроводной системе России, наверное, нет. Но на участках возникают опасные ситуации.
Строительство оснований нефтяных платформ для проекта «Сахалин-2» (фото ИТАР-ТАСС) |
- Недавно Росприроднадзор угрожал приостановить строительство трубопровода с шельфовых месторождений Сахалина в рамках проекта «Сахалин-2». Велика ли вероятность того, что строительство будет заморожено?
- Две недели назад меня спросили: велика ли вероятность землетрясений в этом регионе. Я сказал – велика. И там произошло землетрясение силой 6 баллов.
Если серьезно, то из-за нарушения технологических норм, из-за того, что не предусматривались оползневые ситуации, произошло проседание лесного фонда в природоохранной зоне. Если бы в пятницу, когда произошло землетрясение, этот трубопровод находился под рабочим давлением, то могла бы произойти экологическая катастрофа.
- В Sakhalin Energy говорят, что получили разрешение на строительство трубопровода в 2003 году.
- Существует привычка заменять требования закона действиями некоторых чиновников. Как можно было выдать положительное заключение экспертизы при шестидесяти замечаниях?
- Против чиновников, которые выдали это заключение в 2003 году, ведется расследование?
- К сожалению, закон о государственной экологической экспертизе предусматривает только порядок обжалования. А ответственных определить очень сложно. Я никогда о подобных прецедентах не слышал. Тем более что федеральные органы государственной власти занимаются исключительно организацией экологической экспертизы. А проводят ее эксперты. К экспертам, кстати, до сих пор нет утвержденных законом требований. Экспертом в принципе можете стать и вы.
- Навряд ли
- Теоретически это сейчас возможно. Если бы существовали жесткие требования к квалификации экспертов, было бы понятно, какие специалисты занимаются оценкой состояния объектов.
- Такие требования будут вводиться?
- Это планируется. Но, к сожалению, инициатива пробуксовывает. Сначала надо вносить соответствующие поправки в закон. Это сложно.
- Росприроднадзор потребует от Sakhalin Energy изменить технологию?
- У нас данные о нарушениях появились около месяца назад. Но в компании знали, что оползни происходят в огромных количествах… Природа – не чиновник, ее не обманешь. Мы будем принимать меры по отмене экспертиз. Некоторые считают, что в данном случае лучше соблюсти честь мундира. Но когда есть возможность из-за ошибок коллег получить серьезные проблемы, лучше признать ошибки.
- Участники рынка связывают претензии Росприроднадзора к Sakhalin Energy с большим желанием Газпрома войти в проект «Сахалин-2»
- У меня не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь не начинал объяснять, почему я принял то или иное решение. Часто это для меня открытие.
- Нужно ли увеличивать долю российских компаний в консорциумах, работающих на условиях соглашений о разделе продукции? Они более ответственны в вопросах экологии?
- С последним утверждением я не согласен. Компании, которые пытаются подменить требования законодательства, не разделяются по национальному признаку. Многие компании – отечественные и иностранные – считают, что природе все равно, а с чиновниками мы договоримся. Это ошибка. Иностранные компании работают нормально, когда учитывают требования законодательства.