Участие Fiat в строительстве завода ограничится поставкой оборудования и технологическими консультациями. Группа рабочих ОАО «Завод микролитражных автомобилей» (ЗМА) отправится в Турцию, где пройдет стажировку на заводе Fiat. Переговоры о том, в какие страны российская компания станет поставлять Fiat Ducato, уже завершились.
Бурный рост
Спрос на легкие грузовики очень высок, и в ближайшие три-четыре года рынок также ожидает бурный рост
Однако «Северсталь-Авто» отказывается называть конкретные страны. По мнению экспертов, главными получателями российских Fiat Ducato станут члены СНГ и страны Центральной и Восточной Европы. «Видимо, Fiat решил не рисковать и внедряться на российский рынок грузовиков постепенно», – предположила аналитик инвестиционной компании «Атон» Татьяна Капустина
Но даже несмотря на то что «Северсталь-Авто» намерена продавать на российском рынке лишь малую часть итальянских грузовиков, сделанных в России, компания сообщила, что Fiat Ducato займет сегмент, на котором сейчас доминирует «Газель» производства ГАЗ, контролируемого компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски.
Основной акционер «Северсталь-Авто» с долей 49,3% – владелец компании «Северсталь» Алексей Мордашов. Еще 8,7% акций контролирует гендиректор Вадим Швецов. В свободном обращении находится 36,96% акций «Северсталь-Авто». Оставшиеся 5,04% распылены между физическими лицами.
Директор PR-департамента ГАЗа Владимир Торин категорически опроверг вариант развития рынка, предложенный представителями «Северсталь-Авто». «Потеснить «Газель» невозможно, – заявил Владимир Торин газете ВЗГЛЯД. – Тем более такой моделью, как Fiat Ducato. Она вообще сейчас снимается с производства в Италии. Однако в России эти модели будут вынуждены конкурировать не с российскими легкими грузовиками. По своей цене они войдут в одну категорию с новыми моделями Ford, Volkswagen и Mercedes, но при этом будут уступать им по качеству».
Руководитель управления по связям с общественностью «Северсталь-Авто» Зоя Каика отказалась назвать газете ВЗГЛЯД даже предполагаемую цену автомобиля, сославшись на то, что стоимость автомобиля определяется после его производства. По оценке Татьяны Капустиной, цена автомобиля, произведенного в России, будет на 10% ниже итальянского.
И все же Владимир Торин считает, что время подержанных моделей проходит. «Рынок растет в основном за счет покупок новых машин», – отмечает представитель ГАЗа. С ним согласен и аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков. «Рынок коммерческих автомобилей отечественного производства растет, но незначительно, при этом сегмент рынка иностранных машин дает прирост 180% в год», – сообщил аналитик газете ВЗГЛЯД.
Именно поэтому никого теснить не придется, уверены независимые эксперты. Спрос на легкие грузовики очень высок, и в ближайшие три-четыре года рынок также ожидает бурный рост. На данный момент объем российского рынка коммерческих автомобилей составляет около 200 тыс. в год. «По очень заниженным оценкам западных рейтинговых агентств, рост в этом сегменте может быть на уровне 7–8%, – рассказала газете ВЗГЛЯД Татьяна Капустина. – По моим оценкам, рост составит не менее 15%».
Один грузовик
Fiat Palio |
При этом связи «Северсталь-Авто» с Fiat начались еще в конце 2005 года, когда «Северсталь-Авто» подписала лицензионное соглашение с Fiat Autо о производстве в России легковых автомобилей Fiat Palio и Fiat Albea. В сентябре-октябре 2006 года в Набережных Челнах на ЗМА должно начаться сборочное производство итальянского автомобиля Fiat Albea. Также в конце текущего года на заводе начнут собирать многофункциональный универсал Fiat Doblo (грузопассажирский фургон).
Полномасштабное серийное производство обоих автомобилей запланировано уже на март 2007 года. На ЗМА уже готовятся площади для производства этих автомобилей. В конце прошлого года гендиректор ОАО «Северсталь-Авто» Вадим Швецов сообщил, что на создание производства потребуется около 9 месяцев, а инвестиции в этот проект составят около 17 млн. долларов.
«На заводе требуется установить новое сварочное оборудование, создать окрасочное подразделение и провести модернизацию сборочного конвейера», – пояснил топ-менеджер. В этот раз на организацию производства «Северсталь-Авто» зарезервировала больше времени, а о размере инвестиций вообще предпочитает молчать. «Производство Fiat Ducato в России планируется начать в конце 2007 года в Елабуге (Татарстан)», – говорится в сообщении «Северсталь-Авто». По оценке Владислава Кочеткова, стоимость строительства может составить как максимум 25 млн. долларов.
Кроме того, в рамках достигнутых с концерном Fiat договоренностей «Северсталь-Авто» уже в ближайшее время займется созданием в России развернутой дилерской сети, которая к концу 2006 года должна будет насчитывать уже около 20 дилерских центров. Как ожидается, через новых дилеров Fiat будут распространяться как автомобили, выпущенные в России, так и импортируемые модели.
При этом в 2005 году Fiat продал группе банков контрольный пакет акций своего розничного финансового бизнеса за 370 млн. евро в рамках реструктуризации компании, которая несла убытки в 2002–2004 годах. Однако уже в мае 2006 года итальянский концерн увеличил свою рыночную долю до 7,9% по сравнению с сентябрем прошлого года, и теперь Fiat хочет использовать опцион и выкупить 51% для выполнения соглашения с Credit Agricole и свести все финансирование воедино.
В связи с этим Fiat и французский банк Credit Agricole договорились о создании совместного предприятия, которое будет заниматься финансовой стороной деятельности Fiat Auto на всем европейском континенте, заявила в понедельник итальянская компания. Fiat надеется заключить сделку к 31 декабря 2006 года и начать деятельность СП к 30 июня 2007 года, то есть как раз тогда, когда строительство нового завода в России войдет в завершающую стадию и финансирование розничного бизнеса будет очень кстати.
Между тем «Северсталь-Авто» тем же летом 2007 года намерена начать сборку среднетоннажных грузовиков Isuzu грузоподъемностью 5 тонн и планирует выпускать порядка 10 тыс. таких автомобилей в год. В итоге, по мнению Владислава Кочеткова, за счет агрессивности российского конкурента ГАЗу, может быть, придется уступить часть рынка. Но Владимир Торин заявляет, что ГАЗ готов бороться за свое лидерство.
«Пусть сначала построят один грузовик, а потом уже можно будет разговаривать, пока это только одни слова», – подытожил господин Торин.