По словам Татьяны Нестеренко, в текущей редакции закона о Счетной палате предполагается, что ведомство Сергея Степашина может проводить проверку всех организаций, которые используют средства федерального бюджета. В том числе тех, которые оказывают услуги государству. «Этот порядок нужно скорректировать. Проверять нужно тех, кто размещает заказ, а не тех, кто его выполняет», – заявила в среду г-жа Нестеренко.
Надо проверять чиновника, который поставил или не поставил свою подпись, и наказывать этой суммой – будет думать
Глава казначейства пояснила, что, по ее мнению, необходимо проверять факт постановки активов на учет и по какой цене, а также факт проведения конкурса и цены покупаемых услуг из госбюджета. «Нецелевого использования бюджетных средств в коммерческих организациях быть не может. Оно возникает там, где чиновник принимает решение об оплате», – уверена Татьяна Нестеренко. В Федеральном казначействе отказались прокомментировать заявление г-жи Нестеренко, пообещав разъяснить позицию в четверг. Пресс-служба Счетной палаты отказалась оперативно прокомментировать претензии Федерального казначейства. Но глава Счетной палаты Сергей Степашин неоднократно говорил о том, что проверять надо прежде самих чиновников. «Надо проверять чиновника, который поставил или не поставил свою подпись, и наказывать этой суммой – будет думать», – сказал г-н Степашин.
Категоричность представителей казначейства вызвала удивление у независимых аудиторов. «Нецелевое использование средств может быть где угодно и в каком угодно объеме, – заявила газете ВЗГЛЯД президент аудиторской фирмы «Фемида-Аудит» Ирина Загерт. – Даже если допустить, что проверка Счетной палаты неэффективна и незначительно сокращает количество имеющихся правонарушений, она позволяет отслеживать эти нарушения и пресекать контакты с компаниями, совершающими такого рода правонарушения, в будущем».
Специалисты отмечают, что инициатива Федерального казначейства может увеличить число злоупотреблений при распоряжении бюджетными средствами. «Если Федеральное казначейство считает, что Счетная палата превышает свои функции, всегда возможна встречная проверка, как это зачастую устраивает Федеральная налоговая служба, – подчеркнула г-жа Загерт. – Полная отмена контроля может привести к увеличению количества правонарушений». С Ириной Загерт согласен руководитель юридического департамента компании «Ремида Аудит» Олег Сомин. Однако, по его мнению, логика заявления Татьяны Нестеренко вполне понятна.
«Дело в том, что в результате контроля Счетной палатой коммерческих организаций при осуществлении ими госзаказа они оказываются в неравноправном положении по отношению к другим компаниям», – пояснил газете ВЗГЛЯД Олег Сомин.
«Между тем для коммерческих компаний не имеет никакой разницы, работают они с государственными деньгами или с частными, – подчеркнул юрист. – Важна прибыльность. Каким образом она достигается, легально или нелегально, – вопрос правоохранительных органов и налоговой службы. В данном случае Счетная палата осуществляет дополнительный контроль и тем самым снижает прибыльность по госзаказу для коммерческих компаний, что может их отпугнуть в дальнейшем от сотрудничества с госструктурами».
«Компании часто сталкиваются с некомпетентностью проверяющих из Счетной палаты, – считает глава департамента политического консультирования ЦКТ «Пропаганда» Михаил Виноградов. – Одна из крупных госструктур была вынуждена работать ночью из-за разницы часовых поясов. Эту работу в Счетной палате посчитали нецелевым расходованием средств».
А один из российских политологов, пожелавший сохранить анонимность, сказал газете ВЗГЛЯД, что заявление Татьяны Нестеренко может быть связано с «намерением Минфина забрать часть функций Счетной палаты». «Но в ближайшее время осуществить этот план не удастся. Если к осени волна антикоррупционной пропаганды пойдет на спад, Минфин сможет рассчитывать на успех».
Казначейство собирается ограничить функции Счетной палаты. Но заместитель генпрокурора Владимир Колесников предлагает наделить Счетную палату правом проводить дознание и заводить уголовные дела. «Необходимо придать Счетной палате не только функции производства дознания, но и право расследования экономических преступлений, формирования уголовных дел с последующей передачей этих материалов в прокуратуру России или другое ведомство, вплоть до предъявления обвинения и направления дел в суды», – говорит г-н Колесников. По его мнению, необходимо передать Сергею Степашину и функции представления кандидатур аудитора Счетной палаты. Сегодня аудиторы избираются от двух палат парламента.