Совокупный объем продаж корпораций кораблестроительного сектора увеличился более чем в два раза – с 28,5 млрд. рублей в 2004 году до 59,5 млрд. рублей в 2005 году, говорится в аналитическом обзоре Центра анализа стратегий и технологий.
В то же время выручка авиастроительных компаний, продукция которых традиционно считается самой востребованной из номенклатуры российского военного экспорта, упала с 74,2 млрд. рублей в 2004 году до 50,4 млрд. рублей в 2005 году.
Корабли обогнали самолеты
На серийные закупки вооружений и военной техники будет направлено 63% средств программы
В процентном соотношении доля выручки кораблестроительных концернов в общей выручке оборонных предприятий России составила 36,9%. Годом ранее этот показатель составлял 18,4%. Доля авиастроительных предприятий в выручке оборонно-промышленного комплекса упала с 50,1 до 29,1%. Последний раз кораблестроители смогли потеснить оборонные авиахолдинги в рейтинге эффективности военных предприятий в 2001 году. Сейчас прорыв военного судостроения объясняется, с одной стороны, передачей на экспорт 6 дизель-электрических подлодок проекта 636 и одного эсминца проекта 956ЭМ в КНР, а с другой – отсутствием в 2005 году поставок на экспорт товарных партий тяжелых истребителей семейства Су-30, делают вывод аналитики.
«Но если воспринимать авиастроительный сектор в широком смысле, с учетом двигателестроительных («Салют», УМПО, «Сатурн», ПМЗ) и приборостроительных («Аэрокосмическое оборудование») компаний, а также производителей авиационных средств поражения («Тактическое ракетное вооружение»), авиапромышленность остается основным источником продаж ВПК. На долю АХК «Сухой», НПК «Иркут», РСК «МиГ» вместе с упомянутыми выше фирмами приходится 40,6% совокупной выручки ведущих компаний ВПК», – говорится в аналитическом докладе ЦАСТ. Двигателестроительный сектор в прошлом году номинально вышел на рекордные показатели 2003 года – 37 млрд. рублей в текущих ценах. «Однако с учетом инфляции следует говорить скорее о стабилизации продаж», – говорится в докладе аналитиков.
Продажи вертолетостроительных заводов после падения 2004 года увеличились, составив 11% от общей выручки оборонных компаний, но по-прежнему отстают от показателей 2003 года.
Гособоронзаказ стал заметнее
Cу - 47 |
Эксперты отмечают, что впервые с 1999 года на финансовые показатели ведущих оборонных предприятий России оказал влияние государственный оборонный заказ. Ранее Военно-промышленная комиссия в целом одобрила проект новой программы вооружения Российской армии на 2007–2015 годы. Расходы в рамках государственной программы составят 4,939 трлн. рублей (порядка 185 млрд. долларов). На серийные закупки вооружений и военной техники будет направлено 63% средств программы. Но уже в 2005 году доля внутреннего рынка в реализации продукции основных военных производителей выросла до 38% с 32% в 2004 году. «В объеме выручки концерна ПВО «Алмаз-Антей», АХК «Сухой» и корпорации «Тактическое ракетное вооружение» доля внутреннего военного заказа достигает 30%», – подсчитали эксперты ЦАСТ.
По мнению специалистов, бюджетные деньги могут быть направлены на «масштабные НИОКР по системам вооружений нового поколения (ПАК ФА, Су-27СМ2 и Су-34 в АХК «Сухой»; ЗРС С-400 в «Алмаз-Антее»)». Также аналитики не исключают мелкосерийных закупок, например модернизацию 11 истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ на АХК «Сухой». Но, несмотря на рост объемов государственного финансирования, экспортная ориентация ведущих оборонных компаний России сохраняется. Продажа вооружений за рубеж по-прежнему обеспечивает около 60% продаж лидеров российского ВПК.
Совокупная выручка ведущих корпораций отрасли составила в 2005 году 269,5 млрд. рублей (9,5 млрд. долларов) по сравнению с 244,7 млрд. рублей (8,5 млрд. рублей) в 2004 году. Лидером продаж стал концерн ПВО «Алмаз-Антей» с совокупной выручкой 50 млрд. рублей. (1,8 млрд. долларов). Рост финансовых показателей обеспечили поставки на экспорт корабельных зенитно-ракетных комплексов наряду с передачей во Вьетнам двух систем С-300ПМУ-1. «В то же время необходимо отметить наличие заметного гособоронзаказа (до 15 млрд. рублей), а также производство гражданской продукции (до 5 млрд. рублей)», – напоминают аналитики ЦАСТ.
На второй позиции рейтинга финансовой эффективности российских оборонных предприятий утвердилась корпорация «Иркут», передавшая в 2005 году в Индию 8 комплектов для лицензионного производства Су-30МКИ, а также начавшая производство 18 планеров Су-30МКИ для Индии. Третью и четвертую строки рейтинга заняли соответственно «Адмиралтейские верфи» и Севмашпредприятие. Почти вся выручка «Адмиралтейских верфей» получена за счет передачи в КНР трех ДЭПЛ проекта 636, предполагают аналитики ЦАСТ. Две лодки этого же проекта были построены на Севмашпредприятии. Первую пятерку самых эффективных предприятий «оборонки» замыкает АХК «Сухой». Выйти на удовлетворительные финансовые результаты, несмотря на отсутствие передачи самолетов на экспорт, компания смогла за счет поставок запасных частей на 240 млн. долларов и проведения большого объема НИОКР по проектам ПАК ФА, Су-27СМ2 и регионального самолета RRJ.
В 2006 году ситуация на российском рынке оборонных технологий изменится, прогнозируют эксперты. Самолетостроительные компании восстановят свои доминирующие позиции по объему выручки. «Это произойдет за счет передачи в Индию предположительно 12 истребителей Су-30МКИ и 10–12 комплектов для лицензионного производства этих же машин, а также начала выполнения контракта на поставку в Алжир МиГ-29СМТ. Кроме того, возможно заключение контракта на поставку Су-30МК в Индонезию», – напоминают эксперты ЦАСТ.
Кораблестроительные предприятия, по прогнозу экспертов, вновь уступят авиастроителям первые места в рейтинге финансовой эффективности. «Но следует ожидать значительной выручки у «Северной верфи», которая поставит в КНР второй эсминец проекта 956ЭМ», – прогнозируют эксперты.
О хороших перспективах российского экспорта говорят и в Роспроме. По словам заместителя главы федерального агентства Александра Рыбаса, ежегодный экспорт российской продукции военного назначения, в зависимости от цикличности перевооружения стран-заказчиков, в ближайшей перспективе будет составлять от 4,7 млрд. долларов до 7,5 млрд. долларов.