Президент России Владимир Путин в четверг провел в столице Коми Сыктывкаре совещание по вопросу развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса.
Нет механизма преференций
При наличии богатейших лесных ресурсов наша зависимость от импорта, например лесобумажной продукции, растет
Путин подверг правительство критике за то, что оно не выполнило собственное решение подготовить к марту 2006 года проект целевой программы по развитию мощностей глубокой переработки древесины.
«Сроки прошли, однако этот проект все еще находится на стадии межведомственного согласования, – отметил президент. – Все это, безусловно, замораживает ситуацию в отрасли, лишний раз доказывает, что перемены здесь идут очень низкими темпами».
В своем выступлении на совещании Путин особо остановился на поднятии конкурентоспособности лесопромышленного комплекса и подчеркнул три условия, при которых эта конкурентоспособность может быть достигнута. Так, президент заявил о необходимости серьезного правового обеспечения развития лесопромышленного комплекса. При этом ключевую роль он отвел новому Лесному кодексу.
«Как вы знаете, этот законопроект принят только в первом чтении и вызвал много споров, критики и дискуссий, – цитирует главу государства «Интерфакс». – Самое главное, нет согласия в подходах между отвечающими за эту работу ведомствами». В связи с этим Путин обратился к присутствовавшим министрам с просьбой оперативно снять все противоречия и найти приемлемые решения.
В частности, был настроен против нового Лесного кодекса и президент Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности (РАО «Бумпром») Александр Беляков, также принявший участие в совещании.
В распространенном им заявлении по поводу предстоящего тогда еще совещания он сказал, что очень многие российские лесопромышленные компании сегодня искусственно заморозили многие свои инвестиционные проекты по модернизации имеющихся и созданию новых лесоперерабатывающих мощностей из-за того, что у них нет уверенности в том, что будет после принятия нового Лесного кодекса.
«В нем нет механизма преференций для лесопользователя, имеющего опыт работы и мощности по развитию инфраструктуры в лесу и по глубокой переработке леса, – говорится в заявлении Белякова. – Прогрессивный лесопользователь, уже сумевший доказать, что он грамотно и добросовестно работает в лесу, нацеленный на глубокую переработку лесного сырья, не будет иметь гарантий, что его лесозаготовительные и перерабатывающие мощности будут гарантированно обеспечены лесным сырьем».
Министерство экономического развития и торговли считает, что получение лесных участков в аренду необходимо оформлять только через аукционы. Однако это не позволит реализовать принцип приоритетности в обеспечении существующих лесоперерабатывающих производств лесными участками, уверен Беляков.
Как полагает глава РАО «Бумпром», при введении такого порядка отечественные лесопереработчики должны будут конкурировать преимущественно с иностранными компаниями. В результате экономическое развитие получат не отечественные производства по глубокой переработке древесины, а деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность соседей России – Финляндии, Швеции, Японии, Китая, полагает Беляков.
Не пугайте ВТО
Глава Минтопэнерго Виктор Христенко (фото: ИТАР-ТАСС) |
Но, кроме принятия Лесного кодекса, для развития деревообрабатывающей отрасли Владимир Путин считает необходимым произвести структурные преобразования в самой лесной промышленности. При этом он отметил, что в России преобладают мелкие бизнес-структуры.
«Разумеется, они тоже нужны, но справиться с задачей перехода от вырубки леса к его глубокой переработке они пока не в состоянии, – уверен президент. – Поэтому им нужно помогать и надо активизировать процессы их интеграции, предложив для этого выгодные экономические условия». По словам главы государства, сейчас на долю лесопромышленного комплекса приходится всего чуть более 1% ВВП
«Здесь по-прежнему, как и в начале 90-х, работает около 30 тыс. предприятий, – отметил Путин. – Большинство из них маломощны, неспособны выполнять функции по восстановлению и защите лесов и тем более развивать свою инфраструктуру, занимаясь глубокой переработкой древесины, впрочем, и неглубокой тоже».
«В итоге при наличии богатейших лесных ресурсов наша зависимость от импорта, например лесобумажной продукции, растет, как это ни парадоксально, с каждым годом, – возмутился глава государства. – Его объем сегодня уже превысил 3 млрд. долларов», – подчеркнул Владимир Путин. Он отметил, что на рынки других стран нашу продукцию «не очень-то пускают, ограничивают и пошлинами, и с помощью административных ресурсов».
«Ежегодный ущерб от только зафиксированных случаев незаконной, в прямом смысле варварской вырубки лесов составляет более 5 млрд. рублей, – заявил президент. – За мировым лидерством России по объему экспорта леса стоит прямое расточительство национального ресурса. Это упущенная страной выгода, которую мы могли бы иметь, если бы перерабатывали лес на собственной территории», – сказал Путин.
«Если не будем развивать перерабатывающую промышленность, если будем вывозить лес, там будут и зарплаты, и налоги, а мы будем только поставлять сырье, то так и будем ездить по грязным дорогам», – подчеркнул президент.
Вопросы экспорта необработанной древесины и развития переработки внутри России вызвали оживленную дискуссию среди участников совещания. Полемика возникла во время выступления министра промышленности и технологий Виктора Христенко, который предложил рассмотреть возможность предоставления экспортных преференций для продажи за рубеж необработанной древесины для предприятий, которые намерены инвестировать полученную от этого прибыль в развитие переработки на территории России.
Это предложение не понравилось Владимиру Путину. «Если вы создадите какие-то преференции на вывоз кругляка, они будут торговать этими преференциями, – выразил уверенность президент. – Заготовитель пойдет к переработчику, будет там с ними «тереть», «веселые» схемы составлять. Зачем нам это надо?» – риторически спросил глава государства.
Однако глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что на ряд мер России все же придется пойти, имея в виду предстоящее присоединение к ВТО. «Слушайте, нас в ВТО еще не принимают, – прервал эту реплику президент. – Что вы нас ВТО пугаете? Сначала проведите переговоры на приемлемых для России условиях, а потом пугайте».
Но все-таки чтобы на момент вступления в ВТО лесная отрасль России была конкурентоспособна, необходимо создание благоприятных условий для инвестиций в лесоперерабатывающую промышленность, подчеркнул Путин. Глава государства считает, что все эти три условия (принятие Лесного кодекса, укрупнение предприятий и создание условий для инвестиций) взаимосвязаны. «Упустить хотя бы одно из них – значит не вытащить проблему в целом», – заявил президент России.