Главный экономист представительства Всемирного банка в России Джон Литвак предлагает для начала инвестировать половину Стабфонда в трехмесячные государственные векселя, а другою половину – в более долгосрочные государственные облигации.
Инвестировать средства необходимо в активы, стоимость которых несильно зависит от цен на нефть
Для управления средствами Стабфонда нужно, по мнению специалиста банка, привлечь несколько управляющих компаний, выбранных посредством тендера.
«Безусловно, это должна быть частная инвестиционная компания, и, скорее всего, их будет не одна, а разные для разных частей портфеля в соответствии со своей специализацией», – уточняет Джон Литвак. При этом правительство не должно влиять на выбор бумаг для инвестирования и ограничивать деятельность управляющей компании. «Это дело профессионалов», – подчеркнул экономист Всемирного банка.
В период с 2008 по 2011 год по трети инвестиционного портфеля следует распределить опять в трехмесячные государственные векселя, долгосрочные гособлигации и в акции. А после 2011 года долю вложений в акции следует довести до 60%, а на трехмесячные векселя и гособлигации пустить 10% и 20% средств соответственно.
Специфику российской экономики господин Литвак тоже учел – инвестировать средства необходимо в активы, стоимость которых несильно зависит от цен на нефть. Экономист убеждает не бояться вкладываться в акции. И не только потому, что риск окупается более высокой доходностью, но и потому, что правильный выбор бумаг, то есть тех, цена которых не зависит от нефти, поможет российской экономике избавиться от нефтяной зависимости.
Поменять сырьевую ориентацию экономики хотят и российские чиновники. Ранее об этом, в частности, говорил президент Владимир Путин.
Теоретически антициклические бумаги, цена которых идет в противовес с нефтяной, существуют. Но относительно России их эффект использовать нельзя, сомневаются в реалистичности предложений Всемирного банка российские экономисты. «У нас абсолютно все зависит от цен на нефть, – отрезал аналитик ИК «Атон» Алексей Булгаков, – так как экономика страны полностью зависит от нефти».
Пока нефть дорожает, объем Стабфонда прирастает более чем на 20 млрд. долларов в год, а за последние два года объем средств увеличился на 56 млрд. долларов и составил порядка 75 млрд. долларов. Эти деньги лежат на счетах Минфина в ЦБ под 0,1% годовых.
«Прогнозы прироста можно строить и дальше, – считает главный экономист компании «Уралсиб» Владимир Тихомиров. – Но они сбудутся только в том случае, если сырье будет дорожать».
Во Всемирном банке предлагают не полагаться на цены на нефть, а инвестировать накопленные средства. При разработке модели инвестирования специалисты учитывали, что в среднесрочной перспективе цена на нефть будет постепенно снижаться и к 2030 году достигнет 40 долларов за баррель.
Таким образом, согласно подсчетам специалистов ВБ, к 2030 году Стабфонд достигнет объема в 2,3 трлн. долларов.
Но «даже в случае отказа от инвестирования фонда к 2030 году его накопления составят 1,47 трлн. долларов (в ценах 2006 года), что примерно вдвое больше размера текущего российского ВВП и составляет 29% ВВП, прогнозируемого в 2030 году. Если правительство инвестирует фонд в соответствии с предложенным сценарием и ничего не тратит до 2030 года, благосостояние России увеличится на дополнительные 818 млрд. долларов, при этом объем фонда увеличится до 2,29 трлн.долларов, или 43% прогнозируемого в 2030 году ВВП», говорится в докладе Всемирного банка.
По мнению иностранных экономистов, российский Стабфонд может зарабатывать деньги. Отечественные власти думают об этом давно, но пока не пришли к единому мнению о способах инвестирования накопленных средств. Министр финансов Алексей Кудрин твердо стоит на том, что вкладывать средства Стабфонда можно только в иностранные государственные бумаги.
Отечественные экономисты согласны с тем, что Стабфонд нужно инвестировать, но не внутри страны, а за ее пределами.
«Подходящей можно считать норвежскую модель, – пояснил газете ВЗГЛЯД главный экономист UFG Ярослав Лисоволик. – Средства Стабфонда Норвегия вложила в иностранные бумаги, это помогает не допустить роста инфляции».
В России этот факт необходимо принимать в расчет. Специалисты Всемирного банка считают, что уровень инфляции в России по итогам 2006 года составит около 10% и следить за ситуацией нужно Центробанку и Минфину, но ни в коем случае не МЭРТ, которое не располагает нужными инструментами.
Отечественные специалисты уверены, что цифра окажется минимум на уровне 11%. «Летом прошлого года была дефляция, которой в этом году ожидать не приходится из-за зимних морозов», – полагает Ярослав Лисоволик. «Но даже если другие факторы будут более благоприятные, чем в прошлом году, показатель ВБ остается трудно достижимым», – подвел итог экономист UFG.
В понедельник МЭРТ сообщило, что инфляция в России с 1 по 10 апреля текущего года составила 0,2%.
Из-за инфляции Россия в дальнейшем не сможет использовать накопленные средства на развитие экономики, что ставит под сомнение целесообразность столь мощного увеличения объема Стабфонда, считают эксперты.
Отчисления в Стабфонд – это деньги, взятые из экономики, – в виде налогов, установления цены отсечения и прочих платежей, и в долгосрочной перспективе это может дать негативный эффект. «Прибыли компаний сокращаются, инвестиций в развитие нет, соответственно экономический рост замедляется», – рассуждает Владимир Тихомиров.