Дистрибьюторы идут в регионы, не оглядываясь на странную динамику цен на мобильные телефоны в связи с объявленной таможенниками войной «серому» импорту. К примеру, группа компаний «Дивизион» (торговая марка Divizion), российский дистрибьютор мобильных телефонов, вышла на рынок Республике Карелия.
Первый салон цифровых технологий под торговой маркой Divizion открыт в рамках франчайзингового договора с компанией «Рател» в Петрозаводске.
Крутой подъем
Стоимость сотового телефона за год вырастает в среднем на 10-15%, это обусловлено лишь выпуском новых, более функциональных и более дорогих моделей
Причины все возрастающего интереса дистрибьюторов мобильных телефонов к рынкам регионов вполне понятны, считают эксперты. Их туда выталкивает постепенное насыщение рынка в крупных городах, а все возрастающая платежеспособность населения позволяет найти покупателей.
При этом жесткая конкуренция на рынке сотовых телефонов приводит к интересной динамике цен на мобильные. Хотя средняя стоимость сотового телефона за год вырастает в среднем на 10-15%, это обусловлено лишь выпуском новых, более функциональных и, как следствие, более дорогих моделей.
Средняя цена уже находящихся на прилавках телефонов, если не учитывать выход новинок, которые появляются на рынке с ценами значительно выше, чем у предшественников, снижается довольно высокими темпами, несмотря на инфляцию, отмечают эксперты. «Цены на только что появившиеся модели значительно снижаются в течение 6-10 месяцев после их появления, вне зависимости от начала продаж более новых моделей того же производителя», – пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД эксперт инвестиционной компании (ИК) «Финам» Вадим Титов. «Одним из базовых факторов снижения цены является конкуренция между моделями разных производителей», – пояснил он.
«Кроме того, снижение цен связано с маркетинговыми стратегиями производителей и ритейлеров: совершенно новые и уже известные рынку товары ориентированы на разные группы потребителей с разными приоритетами, – добавил аналитик. – После того как товар потерял статус технической новинки, цену на него нужно снижать, так как свою первоначальную аудиторию продукт уже исчерпал».
«Хотя бывают и исключения: есть модели Nokia (cо стальным корпусом), которые годами не теряют в стоимости», – сообщила газете ВЗГЛЯД аналитик ИК «Файнешнл Бридж» Ирина Филатова. Правда, в прошедшем году динамика цен была весьма своеобразной, отмечают эксперты. Об этом свидетельствует анализ, проведенный информационно-ценовым порталом ABC.ru. Средние цены большей части брендов за полгода практически не изменились.
По мнению аналитика ABC.ru Марины Васильевой, к такому результату привели последствия борьбы с «серым» импортом сотовых телефонов. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, по мнению экспертов, развернутая чиновниками борьба с «серыми» схемами импорта мобильных неминуемо должна была привести к повышению стоимости данной продукцию.
Однако цены оказались на прежнем уровне, так как снижение цены вследствие устаревания оказалось компенсировано последствиями борьбы с «серым» импортом. Васильева отмечает общий для всех рассматриваемых моделей крутой подъем цен с августа по начало октября с пиком в сентябре. Средний рост стоимости за это период составил 30%, отмечает она.
Еще два салона
«Таможенная война» оказала различное влияние на разные модели телефонов |
«В октябре и ноябре происходит существенное снижение цен, оно также доходит до 30%, – сообщает Васильева. – У одних цена в результате стала ниже июньской, у других – выше, но в среднем цены вернулись к докризисным».
«С ноября по декабрь общая тенденция снижения цен заканчивается. Тем не менее у некоторых моделей цена продолжает снижаться, но более «полого», в пределах 10%, – отметила эксперт. – Однако у других – растет примерно на 30%, и в результате цена декабря сравнивается с «кризисной» ценой сентября», – сообщила она. По мнению Васильевой, в этот период на цену телефонов все еще продолжают оказывать значительное влияние последствия борьбы с «серым» импортом, которые нивелируют снижение цены вследствие устаревания модели. Но, по мнению Вадима Титова, «кампания по борьбе с «серым» импортом оказала лишь кратковременное воздействие на рост цен, хотя и привела к его переделу». «В конце года этот фактор оказывал лишь опосредованное влияние на цены», – считает он.
На взгляд Ирины Филатовой, в период ноября – декабря – перед новогодними праздниками – традиционно наблюдается рост потребительского спроса. «Скорее всего, предложение «не успело» за растущим спросом, что привело к росту цен, – считает аналитик. – Думаю, что фактор таможенных проверок несколько усугубил предновогоднее повышение цен, но основным фактором роста цен все же является скачок потребительского спроса», – отметила она.
Ирина Филатова также отметила, что «таможенная война» оказала различное влияние на разные модели телефонов. «Наибольший рост показали телефоны Nokia и Samsung – партии которых как раз были задержаны, – сообщила эксперт. – Некоторые модели, например Motorola или SonyEricsson, «кризис» практически не затронул».
В настоящий момент «таможенный кризис» себя исчерпал, уверены эксперты. «С начала 2006 года существенных изменений не произошло, по сути цены сохранились на прежнем уровне, колебания по различным моделям не превышали 3-7%», – отметил Вадим Титов. Ирина Филатова, в свою очередь, прогнозирует 10%-15% роста по итогам года.
Несмотря на это, компания «Дивизион» в ближайшем будущем планирует открыть салон еще и в городе Кондопога, а в течение II квартала – еще два салона в Карелии. Помимо Карелии, салоны «Дивизион» открыты еще в трех областях Северо-Западного федерального округа: Архангельской, Вологодской и Калининградской.