Американские юристы подали против РУСАЛа, принадлежащего предпринимателю Олегу Дерипаске, иск в суд Нью-Йорка на сумму 2,8 млрд. долларов. BFI Group считает, что российский холдинг выиграл тендер на приватизацию 77,5% акций Aluminium Smelter Company of Nigeria (Alscon) при помощи взяток.
РУСАЛ заявил, что дополнительные вложения холдинга в завершение строительства и модернизацию завода составят 150 млн. долларов
Ответчиками по иску выступают компания ОАО «Русский алюминий», Братский алюминиевый завод, компании RUSAL America Corp. и Dayson Holdings.
Как сообщили в РУСАЛе, суд Нью-Йорка не уполномочен рассматривать иск, так как он может слушаться только в судах России или Нигерии. РУСАЛ намерен подготовить заявление о непризнании решений суда Нью-Йорка в течение месяца.
Как говорится в материалах иска, за выставленный правительством Нигерии на продажу актив американская BFI Group – конкурент РУСАЛа – намеревалась заплатить 410 млн. долларов по сравнению с 205 млн. долларов, первоначально предложенными РУСАЛом, и была объявлена «предпочтительным покупателем». Позднее позиция властей африканской страны резко изменилась.
Причиной, по мнению истцов, стала «незаконная встреча» представителей РУСАЛа с президентом Нигерии Олесугуном Обасанджо и рядом других высших чиновников страны, после которой правительство страны потребовало от BFI Group выплатить 10% от суммы заявки в течение 15 дней. Это требование нарушало предварительный контракт о продаже Alscon, и когда BFI Group отказалась его выполнить, она была исключена из тендера. Победителем был объявлен РУСАЛ, увеличивший свое предложение лишь до 250 млн. долларов.
РУСАЛ объявил о подписании договора о покупке контрольного пакета акций компании Alscon с Бюро государственных предприятий Нигерии (BPE) 3 февраля. Сумма сделки составила 250 млн. долларов. По условиям сделки РУСАЛ должен увеличить объем производства алюминия на Alscon на 150 тыс. тонн в год.
РУСАЛ приобрел 77,5% акций африканской компании, в состав которой входит завод мощностью 193 тыс. тонн алюминия в год (электролизный, анодный и литейный цеха), порт на реке Имо и газовая электростанция. Правительство Нигерии и немецкая Ferrostaal AG остаются миноритарными акционерами компании, владеющими 15% и 7,5% соответственно.
Alscon начал производство алюминия в 1997 году, но в 2000 году оно было приостановлено из-за проблем с поставками газа и выходом к морским транспортным путям, а также из-за отсутствия оборотного капитала. Общий объем продукции, выпущенной заводом за короткий период его функционирования, составил 40 тыс. тонн алюминия. Объявляя тендер на приватизацию, правительство Нигерии рассчитывало в первую очередь на крупные инвестиции. И РУСАЛ заявил, что дополнительные вложения холдинга в завершение строительства и модернизацию завода в ближайшие 3 года составят 150 млн. долларов. Кроме того, сумма сделки включает в себя оплату акций и расходы на проведение дренажа реки, необходимого для создания транспортной инфраструктуры.
РУСАЛ хорошо знаком с особенностями ведения бизнеса в Африке. Российская компания управляет горнодобывающим комплексом «Компания бокситов Киндии» и боксито-глиноземным комплексом «Фрия» в Гвинее. Приобретение Alscon позволило РУСАЛу создать полный производственный цикл в регионе и существенно повысить эффективность производства.
В августе 2005 года BFI Group уже предъявляла претензии к президенту Нигерии Олесугуну Обасанджо в связи с выведением компании из участия в тендере после того, как она отказалась заплатить 10% стоимости Alscont. Но иск был отклонен.
«Самое странное в этом деле – это сумма иска, - сказал газете ВЗГЛЯД аналитик Уралсиба Вячеслав Смольянинов. – Если сумма сделки оказалась 250 млн. долларов, а BFI Group предложила 410 млн., то, спрашивается, откуда взялась сумма в 2,8 млрд. долларов?»
Пока для РУСАЛа ситуация складывается благоприятно, считает аналитик «Финама» Наталья Кочешкова. «Суд первой инстанции уже отклонил соответствующий иск BFI Group против Бюро государственных предприятий Нигерии, которое подписало с РУСАЛом договор на покупку Alscon. Дело в том, что РУСАЛ был приглашен к участию в переговорах по покупке акций предприятия уже после того, как BFI Group была дисквалифицирована», – поясняет эксперт.