Бюро по интеллектуальной собственности Монако отказалось перерегистрировать товарные знаки Stolichnaya и Moskovskaya на федеральное казенное предприятие (ФКП) «Союзплодоимпорт». Об этом сообщило S.P.I. Ранее аналогичное решение было вынесено в Кении, Чехии, Румынии, Судане, Македонии, Франции, Венгрии, Кубе, Вьетнаме, Польше, Австрии, Бразилии, Азербайджане и Литве.
Латвийский алкоголь
Генпрокуратура объявила Юрия Шефлера в розыск, но бизнесмену удалось избежать ареста – он успел покинуть территорию России
Напомним, с 17 товарными знаками на русские водки, в том числе «Столичную» и «Московскую», сложилась довольно интересная ситуация. В России право на использование данных брендов закреплено за ФКП «Союзплодоимпорт», в большинстве других стран этими марками владеет группа S.P.I., принадлежащая бизнесмену Юрию Шефлеру.
К подобной ситуации привел ряд событий, берущих свое начало в «смутных» 90-х. В 1997 году владелец группы S.P.I. Юрий Шефлер создает компанию ЗАО «Союзплодимпорт», которая впоследствии за 300 тыс. долларов выкупает у внешнеторгового акционерного общества (ВАО) «Союзплодоимпорт» права на 43 водочных бренда, включая «Столичную», «Московскую» и «Русскую».
«Эта сделка была проведена отнюдь не по рыночным ценам и может быть поставлена в один ряд с печально известными залоговыми аукционами, - считает эксперт инвестиционного холдинга (ИХ) «Финам» Сергей Харченко. – История передачи брендов достаточно темная, но в целом вполне вероятно участие в ней отдельных чиновников, то есть как минимум халатность по отношению к государственной собственности», - сообщил он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
В итоге S.P.I. получила полный контроль над экспортом данной алкогольной продукции, став эксклюзивным поставщиком русской водки в 76 стран мира. На внутреннем рынке производители данных брендов также были обязаны покупать лицензию у S.P.I.
Правительство РФ спохватилось лишь осенью 2001 года. Роспатент по инициативе тогдашнего замминистра сельского хозяйства Владимира Логинова отобрал у S.P.I. права на водочные бренды. Основанием послужили якобы выявленные нарушения, допущенные во время покупки брендов. Генпрокуратура объявила Юрия Шефлера в розыск, но бизнесмену удалось избежать ареста – он успел покинуть территорию России.
На внутреннем рынке страны права на спорные торговые марки в итоге получило специально созданное для этих целей ФКП «Союзплодоимпорт». К слову сказать, его возглавил Владимир Логинов, тогда уже покинувший пост замминистра сельского хозяйства РФ.
Но, как упоминалось выше, S.P.I. осталась правообладателем 17 известных российских водок в ряде других стран. Производство алкоголя было перенесено в Латвию, на приобретенный S.P.I. завод Latvijas balzams. На бутылках теперь указывается, что это российская водка, бутилированная в Латвии.
Неконструктивная борьба
Юрий Шефлер (фото: compromat.ru) |
Правительство РФ поручило ФКП «Союзплодоимпорт» представлять интересы России в судах по вопросам защиты и восстановления прав на алкогольные торговые знаки за рубежом. С тех пор Союзплодоимпорт борется с S.P.I. за права на бренды в зарубежных судах, правда, особых успехов, как упоминалось выше, достичь не удалось.
В 2003 году Всемирная организация интеллектуальной собственности по ходатайству российского Роспатента переоформила международную регистрацию знака Stolichnaya на ФКП «Союзплодоимпорт».
Но, как отметила старший юрист юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юлия Лаврова, в ряде стран по данному вопросу приоритет имеют национальные регистрации. «Скорее всего, в соответствии с их законодательством у Союзплодоимпорта не имеется достаточных оснований для перерегистрации спорных товарных знаков», - предположила она.
«S.P.I. первой зарегистрировала там данные бренды, и ее продукция широко представлена на рынке, – пояснила корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Юлия Лаврова. – Для получения прав на данные торговые марки Союзплодоимпорту, по сути, необходимо доказать, что, используя их, S.P.I. вводит потребителей в заблуждение. Сделать это в данном случае весьма непросто», – отметила эксперт.
С ней согласен и юрист адвокатского бюро «Щеглов и партнеры» Александр Пак. «Вряд ли для простого жителя этих стран имеет существенное значение, была водка изготовлена S.P.I. или ФКП «Союзплодоимпорт, – считает он. – Поэтому, учитывая тот факт, что S.P.I. первой зарегистрировала данные марки, возможности российского предприятия в правовом поле ограниченны».
«Для укрепления позиций на мировом рынке алкогольной продукции нужно выводить новые бренды, как это делает, например, ТПГ «Кристалл», а также вступать в альянсы с крупными игроками по модели «Альфы», - считает Сергей Харченко. – Одна только борьба за старые бренды без поддержки других способов завоевания рынков видится неконструктивной».