Основанием для возбуждения уголовных дел стали материалы УВД ХМАО и Ульяновской области. Следователи предъявляют претензии к руководителям ОАО «Аганефтегазгеология» «по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере)», говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Такие обвинения выдвигались неоднократно, и обычно стороны приходили к компромиссу
«Установлено, что «Аганефтегазгеология» в нарушение требований закона «О недрах» в период с 2003 по 2004 год, осуществляя разработку нефтяных месторождений, расположенных на Западно-Могутлорском и Рославльском лицензионных участках, занималась добычей нефти с газовым конденсатом сверх лимитов, установленных лицензионным соглашением», - утверждают следователи.
По данным правоохранительных органов, компания «в нарушение условий лицензионного соглашения о поиске и добыче нефти и газа в пределах Рославльского лицензионного участка на территории Ханты-Мансийского автономного округа превысила объем отбора углеводородного сырья почти в три раза». Доход АНГГ от реализации нефти, добытой сверх норм, составил почти 5 млрд. рублей, отмечает Генпрокуратура.
Кроме того, «за аналогичные действия, связанные со сверхнормативной добычей нефти», по указанию Генпрокуратуры управлением внутренних дел по Ульяновской области возбуждено уголовное дело в отношении руководителей ЗАО «Нафта-Ульяновск» и ОАО «Ульяновскнефть». Руководители этих предприятий завысили установленные лицензией квоты на право пользования недрами, полагает следствие. Доход от реализации добытой ЗАО «Нафта-Ульяновск» с нарушениями лицензионных соглашений нефти составил почти 700 млн. рублей, а доход ОАО «Ульяновскнефть» - около 2 млрд. рублей. Генеральным директором ОАО «Аганефтегазгеология» является Казбек Агнаев, ОАО «Ульяновскнефть» - Виктор Курочкин, ЗАО «СП «Нафта-Ульяновск» - Игорь Еланский.
Но в Генпрокуратуре пока предпочитают не называть фамилии руководителей компании, против которых было возбуждено дело. «Если фамилии не указаны в нашем сообщении, значит, так считает следствие, и это в интересах следствия», - сказал газете ВЗГЛЯД представитель Генпрокуратуры Виктор Потапов. Связаться с представителями дочерних структур Русснефти не удалось.
Юристы отмечают, что Уголовный кодекс предполагает наказание за незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, в виде штрафа в размере от 700 до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Альтернативные санкции предусматривают «штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда».
В структуру корпорации Михаила Гуцериева входят 30 добывающих предприятий, 3 нефтеперерабатывающих завода и собственная сбытовая сеть АЗС, расположенные в 17 регионах России и СНГ. В разработке находится свыше 170 нефтегазовых месторождений. Суммарные извлекаемые запасы Русснефти превышают 630 млн. тонн, в настоящее время добывается 17 млн. тонн.
Аналитики не склонны драматизировать ситуацию. Начальник ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев уверен, что менеджменту Русснефти удастся договориться с властями. «Любой российской компании можно вменить превышение оговоренных лицензиями объемов добычи. Такие обвинения выдвигались неоднократно, и обычно стороны приходили к компромиссу. Думаю, в итоге менеджеры Русснефти договорятся с государством. В конце концов, рост производства - это не так уж плохо», - говорит аналитик.