В понедельник Минтранс объявил о приостановке транспортного сообщения с республикой. «Мы приостановили авиационное, железнодорожное, автомобильное, морское и автобусное сообщение с Грузией», - заявили в министерстве.
Мы цепляем 1-2 вагона в неделю в зависимости от их наполнения. Говорить о значительном пассажиропотоке на этом направлении нельзя
Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Тбилиси и так нет. Несколько вагонов из России подцепляются к поезду «Баку - Тбилиси». «Мы цепляем 1-2 вагона в неделю в зависимости от их наполнения. Говорить о значительном пассажиропотоке на этом направлении нельзя. В основном в Грузию все летают на самолетах», - объяснил газете ВЗГЛЯД сотрудник РЖД. По его словам, объемы грузовых перевозок на этом направлении также незначительны.
В понедельник совет директоров РЖД рекомендовал правлению отказаться от закупки в Грузии запчастей для электровозов. По словам главы монополии Владимира Якунина, отложена покупка запчастей на сумму порядка 100 млн. рублей.
«Аэрофлот» не подтвердил информацию об отмене рейсов в Грузию. «Пока указания об отказе от воздушного сообщения с Грузией не было, - сказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг. - Не хочу гадать на кофейной гуще, но, возможно, пассажиропоток по этому направлению сократится. Или поступит соответствующее распоряжение по воздушному сообщению». «Пока все на уровне разговоров, - говорит сотрудник авиакомпании «Сибирь». - Выход приказов запланирован на вечер понедельника. После официального выхода документов полеты будут прекращены».
Позже стало известно, что отменен вечерний рейс на Тбилиси. А на 3 октября отменили все вылеты в Грузию.
В министерстве связи и информатизации говорят, что приостанавливают почтовое сообщение с республикой.
По данным министерства транспорта, товарооборот России и Грузии по итогам прошлого года был выше, чем с другими странами СНГ. В 2004 году рост товарооборота составил 42% - до 337 млн. долларов. По итогам первого полугодия 2005 года Россия занимала первое место среди внешнеторговых партнеров Грузии – на ее долю приходилось 18% грузинского товарооборота.
Ранее чиновники видели возможности для развития российско-грузинского сотрудничества в сфере транспорта, в области энергетики, газоснабжения, реконструкции ГЭС и энергосетей, организации и эксплуатации паромного сообщения (между грузинским портом Поти и российским портом Кавказ) и восстановления прямого железнодорожного сообщения между Россией и Грузией.
Теперь эти перспективы поставлены под угрозу. Изменения коснутся финансовых отношений государств. Госдума собирается разрешить правительству в «экстренных ситуациях» вводить запрет на банковские операции и перевод денежных средств в отношении отдельных государств. По официальным данным, из России в Грузию переводами уходит порядка 320 млн. долларов.
По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, думские комитеты уже получили необходимые распоряжения. «Мы дали поручения двум профильным комитетам - по кредитным организациям и бюджетному - разработать соответствующие поправки в законодательство», - уточнил господин Грызлов. Поправки могут быть приняты в течение ближайшей недели.
«В соответствии с ними правительству будет предоставлено право вводить ограничения или полный запрет на банковские операции, перевод денежных средств, почтовых денежных переводов в отношении отдельных стран», - пояснил спикер Госдумы.
Заместитель председателя думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков говорит, что заявление не должно иметь политического подтекста. «Это мера борьбы с легализацией доходов и проблемой неуплаты налогов», - заявил депутат газете ВЗГЛЯД.
«Многие, работающие в России, отправляют деньги, в том числе в Грузию, не заплатив налог на заработанную сумму. С этой точки зрения у ЦБ есть право ограничивать переводы», - пояснил Анатолий Аксаков.
«Но инициатива Бориса Грызлова касается не только Грузии - это и Украина, и Азербайджан», - добавил представитель думского Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Компания Итера, контролирующая большую часть газораспределительных активов Грузии, не собирается разрывать контракты с республикой. «Итера - коммерческая компания. Если условия заключенных договоров будут соблюдаться, газ будет поступать в Грузию», - отмечает представитель российской компании.
Министр экономического развития Грузии Ираклий Чоговадзе назвал решение российской стороны о приостановке авиационного, автомобильного, железнодорожного, морского и почтового сообщения с Грузией «неадекватным». «Мы сожалеем об этом решении российской стороны и считаем, что оно носит неадекватный характер», - сказал господин Чоговадзе.
Генеральный директор группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин* считает, что решение российских властей - вынужденный шаг. «Отношения государств попали в узкий коридор возможностей силовых структур. Они не умеют пользоваться мягкой силой, и приходится делать вид, что умеют действовать жестко», - пояснил Дмитрий Орешкин газете ВЗГЛЯД.
«Ситуация выглядит жалко, - считает глава группы «Меркатор». - Есть другие методы воздействия. В этом случае жесткая сила не имеет смысла».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом