В пятницу президиум Госсовета под председательством президента России рассмотрит программу реформирования дорожного строительства. Главный принцип нового документа – пользователь платит при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Мы также хотим ввести плату за тяжелые автомобили с нагрузкой более 11 тонн на ось, которые наносят ущерб дороге
«Мы хотим сделать дорогу услугой», – заявил министр транспорта Игорь Левитин.
Он сообщил, что планирует ввести ежегодные поступления в госбюджет в размере около 100 млрд. рублей, которые следует использовать для дорожных нужд. «Это могут быть деньги, например, от платных дорог, придорожного сервиса, компенсаций за использование тяжелого транспорта, транспортного налога, определенная часть от автомобильной страховки», – рассказал Игорь Левитин.
Министр подчеркнул, что такая мера не повлечет дополнительных трат для автомобилистов. «Сейчас владельцы автомобилей и так платят транспортный налог, но никто не обременен отслеживанием, на какие цели эти деньги тратятся. К тому же пользователи платят за плохое качество дорог проколотыми шинами и стоянием в пробках», – пояснил глава Минтранса. Игорь Левитин сообщил, что решение правительства по платным дорогам ожидается в течение этого месяца.
«Мы также хотим ввести плату за тяжелые автомобили с нагрузкой более 11 тонн на ось, которые наносят ущерб дороге в 60 тыс. раз больше, чем легковой автомобиль», – добавил он.
В планах министерства также передать придорожные полосы Росавтодору.
По мнению чиновников, таким образом, часть доходов от стоянок, кафе и мотелей поступала бы в бюджет, а затем использовалась на строительство новых дорог. А поступления от штрафов за нарушения ПДД Игорь Левитин предлагает тратить исключительно на повышение безопасности дорожного движения, например на освещение и ограждение магистралей.
Министр не сомневается, что штрафы могли бы стать существенной статьей дохода бюджета. «Эксперимент на Минском шоссе, где автоматически меряется скорость автомобилей, показал, что 7 из 10 машин идут с превышением скорости», – привел пример господин Левитин.
Минтранс уже распланировал, как можно распорядиться полученными средствами. Прежде всего, по словам главы ведомства, это переход с однолетних контрактов на ремонт дорог, которые действуют сейчас, к 3–6-летним. «До сих пор сделать это мешала бюджетная дисциплина, так как бюджет рассчитывался на год, теперь мы перешли к трехлетнему планированию и можно говорить о долгосрочных контрактах, что значительно эффективнее», – считает министр.
Чтобы перейти на долгосрочные контракты, Минтранс намерен выработать нормативы затрат на содержание и ремонт дорог. «Нормативы позволят жестко отследить качество каждого метра полотна», – убежден руководитель ведомства.
При переходе на долгосрочные контракты Игорь Левитин предвидит проблему с компаниями, которым будет заказываться ремонт трассы.
«В России тысячи подрядчиков, которые не имеют достаточно техники и средств на выполнение таких заказов, поэтому необходимо создать крупные отечественные компании, которые будут в состоянии взять на себя ответственность за ту или иную дорогу», – считает он.
Среди преимуществ нового подхода министр назвал развитие российского машиностроения.
«Россия пока не имеет собственной дорожной техники, она ввозится по лизингу из-за рубежа, а долгосрочные контракты позволят крупным фирмам делать заказы промышленности», – пояснил Игорь Левитин.