Согласно пункту 2 статьи 33 закона «О рекламе» реклама алкогольных напитков в телепрограммах с 1 января 1996 года не допускается. Так что компании «Кристалл-Гросс» - владельцу товарного знака «Славянская» и телеканалам, рекламирующим «настоящую русскую воду», придется отозвать ролик или судиться с ФАС.
Все начинают с воды
Участники рынка отмечают избирательный подход госрегулятора к рекламе зонтичных брендов производителей водки
ФАС с учетом позиции Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при этом органе указала, что данная реклама формирует интерес потребителей к водке «Славянская», и признала ее рекламой водки «Славянская», отмечается в пресс-релизе службы. 15 августа Экспертный совет, оценив представленную рекламу, признал, что эта реклама является рекламой водки «Славянская».
«Судиться с ФАС никто не будет», - сказал газете ВЗГЛЯД управляющий партнер Brand Lab Александр Еременко. По его словам, телевизионщики и компания просто свернут демонстрацию ролика, так как конфликт не выгоден прежде всего заказчику рекламы. Компания начнет противостояние с антимонопольщиками только в том случае, если штрафы значительно превысят прибыли, полученные в результате демонстрации ролика, уверен эксперт.
«Все производители водки начинали с воды. Это самый простой рекламный ход. Когда они запускали ролик, наверняка были уверены, что к ним придут. Расчет состоял в том, чтобы получить максимальные прибыли до предупреждения ФАС», - говорит Еременко. По его словам, владельцы «Славянской» просто сделают свой намек в рекламе тоньше, и в эфире появятся, например, одноименные шоколадные конфеты, журналы, реклама клуба.
Что же касается спорной рекламы, то, по мнению Еременко, для начала ФАС попытается пожурить «Кристалл-Гросс» и телеканалы через саморегулирующие организации рекламщиков, а потом уже будет принимать меры.
Все дело в эспертизе
Ряд телезрителей ассоциирует товарный знак Nemiroff именно с алкогольным репертуаром компании |
Некоторые участники рынка отмечают избирательный подход госрегулятора к рекламе зонтичных брендов производителей водки. «Уже давно на российском телевидении фигурирует ролик с перцем, неужели телезрители действительно считают, что компания производит перец?» - задался вопросом представитель одного из крупнейших российских производителей водки. При этом, по его словам, крупные телеканалы якобы согласовывают изначально спорные ролики с ФАС непосредственно до показа.
Весной 2003 года на основе опроса, проведенного Международной ассоциацией рекламных агентств, была признана ненадлежащей реклама товарного знака Nemiroff, транслировавшаяся телеканалами НТВ и «Первый канал» в ходе показов боксерских матчей.
Компания, владеющая брендом Nemiroff, заявляла, что на российских телеканалах рекламируется не алкогольный напиток, а консервированный перец. Однако соцопрос, на результаты которого опиралась комиссия антимонопольного ведомства при принятии решения, показал, что ряд телезрителей ассоциирует товарный знак Nemiroff именно с алкогольным репертуаром компании. Затем при помощи соцопроса была запрещена реклама конфет, наводящая на мысль о водке «Флагман».
Всякая реклама сопутствующих товаров наводит потребителя на мысль о водке, иначе зачем бы на нее тратились производители. Здесь главное - какой будет экспертиза, которую устраивает ФАС с привлечением независимых экспертов. Дело в том, что экспертиза в основном проводится в форме соцопроса, участников которого спрашивают, о чем заставляет их задуматься тот или иной ролик. Однако не исключено, что вопросы можно составить и таким образом, что в результате получатся нужные ответы, уверены специалисты.
Антимонопольщики, впрочем, хотят избежать всяких опросов, по крайней мере, по очевидным для них случаям. В новый законопроект о рекламе, который находится в Госдуме, ФАС предлагает внести список товаров, рекламирование которых под товарным знаком крепких алкогольных напитков будет считаться недопустимым без всяких экспертиз.