Дальнейшая дискуссия между премьером и руководителем ключевого министерства «экономического блока» также была не лишена увлекательности – но с экономической точки зрения особого интереса не представляла ("Ищите ресурсы!", - "Я понял, буду искать, но не знаю, чем будут тогда заниматься другие министерства»). Куда любопытнее сама ситуация, когда столь высокопоставленный чиновник недвусмысленно говорит о том, что никакого удвоения к 2010 году ожидать не приходится.
Наступление на «удвоение»
Герман Греф |
У действующих лидеров экономического блока ощущение невыполнимости программы удвоения, по-видимому, сложилось достаточно давно. Но вот высказывать столь крамольные мысли «в лоб» они до последнего времени все же воздерживались. Навлечь на себя президентский гнев – штука неприятная, и последствия могли бы оказаться самыми плачевными.
В результате Греф и Кудрин загнали себя в своеобразный тупик: «возражать опасно, а выполнить невозможно». Единственным, пожалуй, выходом стала казуистика: «Да, удвоение ВВП за 10 лет достижимо – но за точку отсчета надо брать 2011 год». Такая изворотливость в первой редакции Среднесрочной программы экономического развития прошла незамеченной.
И вот «враги удвоения» перешли в наступление. Хотя, демарш Грефа на заседании правительства стал лишь финальным аккордом: ему предшествовал ряд заявлений министра финансов Кудрина – и, в особенности, вице-премьера правительства Жукова.
Последнее обстоятельство заставляет всерьез задуматься. Если Герман Греф (и, в меньшей степени, Алексей Кудрин) славится своим умением делать достаточно рискованные заявления – то Александр Жуков, напротив, известен своей осторожностью. И если уж второе лицо в правительстве страны прямым текстом говорит о том, что темпы роста падают – то похоже на то, что так оно и есть.
Отчасти замедленнее развития отечественной экономики связано со стагнацией, после банковского кризиса, строительной индустрии, отчасти – с «делом ЮКОСа». И это неприятная тенденция сохраняется. По данным МЭРТ, в ближайшие два года рост ВВП в России не превысит 6% - и говорить, в такой ситуации, об «удвоении» попросту несерьезно.
Пар ушел в свисток
Министр финансов РФ Алексей Кудрин, замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович и министр экономического развития и торговли Герман Греф |
В этом попытался разобраться глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. По его словам, основных причин – две. С одной стороны, как ни странно, спад наблюдается в нефтяной отрасли (причем как по стоимостным показателям, так и по натуральным). Можно как угодно относиться к «делу ЮКОСа», но когда подобным пертурбациям подвергается вторая по величине нефтедобывающая компания страны – без последствий не обойтись. Да и низкая «цена отсечения» тоже повлияла на ситуацию в отрасли крайне негативно.
С другой стороны, по словам Дворковича , налицо спад в обрабатывающей промышленности – а в автопроме и вовсе наблюдается падения объемов производства.
А ведь уже не первый год с самых высоких трибун кричат о пагубности «нефтяной иглы» - но воз и ныне там. Чтобы далеко не ходить, вспомним «новосибирские заявления» Владимира Путина о необходимости прорыва в сфере высоких технологий – и, в частности, создания технопарков.
Тогда, помнится, по этому поводу было много шуму – но, похоже, что весь пар ушел в свисток. Увы, приходится признать: в нашей стране инвестировать куда-либо кроме сырьевых отраслей, по-прежнему немодно. И структурный перекос вовсе не ослабевает – а скорее наоборот.
В общем, с некоторым неудовольствием приходится признать, что во многом прав был советник президента по экономике Андрей Илларионов*, еще несколько лет назад суливший России «голландскую болезнь». Неудивительно, что именно он стал первым официальным лицом, подвергнувшим заявление главы МЭРТа жесткой критике.
По его словам, «отказываясь от исполнения поручения своего руководителя - президента РФ - Греф нарушил базовые принципы исполнительной дисциплины государственного служащего». То есть, «товарищ Греф не соответствует занимаемой должности». Другой вопрос, что взаимная антипатия президентского советника и министра общеизвестна – но это уже не имеет прямого отношения к экономике.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом